Интересный обычай существовал в Чердаклинском районе. Во время свадьбы одна из сторон приглашала «покойника». Чаще всего эту роль играла жена председателя. Она ложилась на лавку и старалась не дышать. Её окружали, осыпали шуточками, анекдотами и даже щекотали ей пятки, одним словом, делали все, чтобы женщина улыбнулась. «Покойница» должна была держаться, ведь ее «самообладание» означало победу стороне, которая ее пригласила. За мимикой ее лица наблюдали самые строгие судьи – дети. Как правило, разошедшихся гостей успокаивал муж артистки: «Хватит, хватит, идите-ка лучше плясать…… Об этом удивительном свадебном обряде (мне и заведующей городской библиотекой № 15 Нине Сидоровой) рассказала Мира Ивановна Овчинникова, одна из хранительниц народных обычаев.
Творческое начало присутствует в каждом элементе квартиры Овчинниковых. Обратили внимание на миниатюрный макет дома и тут же услышали историю из жизни Юлия Семеновича. Это дом, в котором прошло его детство. С ним связаны мечты его отца. Вернувшись с фронта в 44-ом, отец мечтал, чтобы его семья жила в своем доме. И в 1950-ом мечта сбылась: цементный завод, где он работал, принял решение построить своим фронтовикам сто домов. Макет дома вырезан уже взрослым Юлием Семеновичем обыкновенным ножичком. Эта работа, как и другие, выставлялась в Доме народного творчества на выставках наивного искусства и «Вторая жизнь дерева».
Трудовая деятельность Юлия Овчинникова началась на электроаппаратном заводе в г. Нижняя Тура Свердловской области, куда он – выпускник Уральского политехнического института -приехал с молодой женой Мирой, тоже выпускницей этого института. В этом городе родилась их старшая дочь Вера. В 1961-ом главному инженеру Юлию Овчинникову присвоили звание лейтенанта и отправили на Байконур, где вскоре родилась еще одна дочь – Александра. Через четыре года семья Овчинниковых выехала по новому месту назначения военпреда Овчинникова – в Нижний Тагил. Мира Ивановна начала работать на Уралвагонзаводе и вскоре завоевала звание «Лучший инженер-технолог г. Нижний Тагил». В Ульяновске Овчинниковы – с 1969 года. Оба работали в НИИ «Марс». Мира Ивановна и здесь была на высоте: одной из первых она освоила автоматизированную систему управления и компьютер, а последние годы работала ведущим инженером в отделе АСУ.
В Мире Ивановне счастливо уживаются и физик, и лирик. Выйдя на пенсию, она не стала сидеть сложа руки, а занялась тем, что все годы тлело в ней и вызывало интерес. Это народная культура. С детства маленькая Мира впитывала любую информацию о старинных обычаях, пыталась разобраться в рисунках вышивок на наволочках и полотенцах. Несмотря на войну, в школе города Чкалова, где училась Мира, давали уроки рукоделия. Именно в школе ее научили мелкому стежку, вышивке.
В коллекции Миры Ивановны – ослепительно белые салфетки, полотенца, наволочки. Все – с вышивками. Многие подарены теми, кто знал об увлечении Миры Ивановны этнографией:
– Как вы думаете, для каких целей была нужна наволочка с черным узором? – начала экзаменовать нас Мира Ивановна.
Мы не знаем ответа:
– Это – подлинная наволочка 20-х годов, – сообщает Овчинникова, – служила предметом для свадебного обряда. Ее надевали на подушку в первую свадебную ночь. Черный цвет с красными нитями считался торжественным.
А еще один предмет из кол-лекции Мира Ивановна взяла у приятельницы, чтобы показать нам:
Оно прошло всю войну. Жена положила его мужу, и с ним он вернулся… Она убеждена, что вышитое ею полотенце помогло ему выжить.
Все, что напоминает о войне, как-то сразу меняет лицо Миры Ивановны. Когда она рассказывает, как собирала колоски на колхозных полях, как выступала перед ранеными в местном госпитале, как вязала кисеты и варежки на три пальца, а потом собирала для солдат посылочку, в ее лице проступают черты маленькой девочки, на долю которой выпала война. Война -это когда ты уже давно не видишь папу, потому что он – воюет и от него нет писем, война – это карточки, это – холодная школа… И все-таки война – это ее детство. Мира Ивановна убегает в другую комнату и приносит мешочек с камушками:
– А сейчас я покажу, как мы играли…
И показывает: камушки взлетают над диваном и падают на пол. Мы собираем их и подаем Мире Ивановне. Потом мы вспоминаем лапту, чижик, пушки… «Абуль-фабуль, …чип-крап…», – декларирует Мира Ивановна и с этой считалкой и с играми вдруг оживает мое детство. Овчинникова собирает не только то, что можно потрогать, но и то, что можно вспомнить, ощутить, почувствовать… Все это Мира Ивановна передает детям. После выхода на пенсию, Миру Ивановну пригласили вести факультатив народной культуры в гимназию № 69. Она называла его «Древо жизни». Удивительный факт: там, в школе, она, замечательный инженер-машиностроитель, получила квалификацию педагога высшей категории. Её работы вошли в сборник программ Института повышения квалификации учителей «Древо жизни». А недавно она пришла в гимназию № 69, где помогает создавать общественный «Музей Российской крестьянской цивилизации». Этот музей стал ее вторым домом, ведь она вложила в него свою душу.
С 1992 по 2008 годы Мира Овчинникова участвовала в Любищевских чтениях, например, знакомила с альбомом Любищева о морозных узорах. Недавно подготовила статью «Есенин – как философ – в высказываниях Любищева».
Нина Александровна приглашает Овчинникову в свою библиотеку имени Благова: ведь многие элементы народной культуры Чердаклинского района вошли в его стихи.
Я давно знаю дочерей Миры Ивановны и Юлия Семеновича, и мне интересно, есть ли в их семье какие-то секреты воспитания. Наверное. И в этом им помогают знания основ «Древа жизни». Старшая – Вера Липатова – поэт (автор трех сборников верлибров, известных под псевдонимом Верочки Вербиной), профессор (ей принадлежат научные работы в области риторики, речеведения, психолингвистики, культуры языка). Младшая – Александра Владимирова – по профессии -экономист, а в свободное время – замечательный краевед и экскурсовод. Когда едешь или просто идешь с ней по городу, он оживает, ведь о каждом доме Александра может рассказать целую историю.
– Да нет никаких секретов, – смеются Овчинниковы, – просто дочери видели, что мы никогда не сидели без дела, что нам все было интересно. Они перенимали наши увлечения и находили свои. И мы не пресекали их, а, напротив, поддерживали. И отдыхали мы вместе. Однажды сели в лодку и сплавали до Казани. Как-то услышали о пушкинском празднике в Языково, собрались и поехали. С тех пор мы-то уже и не ездим, а дочери, особенно Александра, которая живет в Ульяновске, не пропускают.
В похожей на мини-музей квартире Овчинниковых привлекают картины. Это работы внука, Юлия Владимирова. Сыном Александры гордятся не только бабушка и дедушка, но и город. Картины юного художника выставлялись не только в Ульяновске, но и в Москве. А еще он – настоящий ценитель старины. Увидит старый, почти заброшенный дом и тут же старается его зарисовать. Через какое-то время дом исчезает, а картина – остается… Впрочем, внук Овчинниковых — Юлий – тема другой публикации.
Людмила Дягилева