В борьбе с приборами фотофиксации водители проявляют чудеса изобретательности.

Госавтоинспекция и автовладельцы, похоже, развернули настоящую технологическую войну, связанную с применением приборов автоматической фотофиксации нарушений Правил дорожного движения. Одни делают максимум для того, чтобы выявить нарушителей, другие прибегают ко всевозможным ухищрениям, чтобы избежать наказания. Борьба идет с переменным успехом и вряд ли завершится чьейто победой.

В очередной раз можно подивиться изобретательности нашего народа. Чего только ни придумывают лихачи, лишь бы не платить штрафы. Особенно теперь, когда, к примеру, за неправильную парковку можно получить по почте квитанцию на уплату штрафа в пару тысяч рублей. Антирадары уже не в моде. Большим спросом в автомагазинах пользуются всевозможные решетки и жалюзи, главное предназначение которых – скрыть от всевидящего ока фотокамер госномер автомобиля. Кому жалко денег на то и на другое, пользуются «натурпродуктом»: чтобы камера не считывала номера, их замазывают грязью, залепляют бумагой, «правят» цифры черной изолентой. Даже наклейки специальные появились в виде грязевых брызг и обрывков газеты.

Минувшей осенью у несознательных автомобилистов вошло в моду клеить на номера своих автомобилей листья – достаточно скрыть одну букву или цифру, и система автоматической фиксации уже не сможет определить владельца машины. Зимой автовладельцы предпочитают не стряхивать снег с номеров, так и управляя машиной с обледенелыми госзнаками. Оштрафовать таких водителей с помощью камер нельзя. Зато, предупреждают в ГИБДД, им грозят другие, возможно, более серьезные санкции. Частью второй статьи 12.2 КоАП установлена ответственность за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию. Если автомобиль с «листочком» остановит гаишник, можно расстаться с правами на срок от одного до трех месяцев. Или уплатить штраф в пять тысяч рублей.

Конечно, водитель в свое оправдание может заявить, что «само налипло».

Однако особо принципиальному инспектору достаточно указать в протоколе, что на номере была обнаружена наклейка или кусок изоленты, и приложить фотографию. В суде этого будет достаточно, чтобы вынести решение не в пользу автовладельца. Не поможет, заявляют в ГИБДД, и попытка водителя обвинить в содеянном вымышленного злопыхателя. Существует пункт 2.3.1 ПДД, который гласит, что водитель перед началом движения обязан проверить и в пути обеспечить исправное состояние автомобиля. В том числе убедиться, что номера читаемые и их восприятие ничем не затруднено.

Но как тогда быть автовладельцу, если в непогоду или при движении по заснеженной трассе действительно снег залепил госномера, – прощаться с правами?

– Если гаишник остановит вас в сильный снегопад, есть шанс поспорить, говорит руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества Сергей Волгин. – Надо принести в суд справку о выпавших в тот день и том самом месте осадках, и судья будет вынужден освободить от ответственности, поскольку в данном деянии не будет вины водителя. Погодные условия, если говорить юридическим языком, находятся вне разумной воли человека, то есть являются форс-мажорными обстоятельствами. Следовательно, нечитаемость номера вызвана не умышленными действиями, а объективной невозможностью проконтролировать и повлиять на количество снега, попадающего на номер.

Кстати, разработчики систем автоматической фиксации нарушений ПДД в погоне за госзаказами не отстают в изобретательности от автовладельцев. В частности, в нескольких регионах ГИБДД испытывает некий чип, способный распознавать нечитаемые госномера на машинах, даже если на улице сильный туман, темнота или они залеплены грязью. RFID-технология, то есть радиочастотная идентификация, якобы позволяет распознавать активные радиометки, расположенные на госномере автомобиля. Властями всерьез рассматривается вопрос оснастить такими чипами не только приборы фиксации, но и сами госномера, что позволит инспекторам, как в научно-фантастическом фильме, получать всю информацию о машине и ее владельце, лишь направив прибор с чипом на автомобиль.

Вадим Пилюков