Квартиру я получил под занавес СССР и 25 лет платил за месяц вперед, авансом, и вот под давлением власти сначала покончил с этой практикой, а недавно оказался и в должниках и обнаружил, что отнесся к данному факту совершенно спокойно.

Раньше я не мог и представить, что буду иметь за квартиру долг. Выучка была еще советская, и я спешил когда-то в ЕРКЦ (единый расчетнокассовый центр), а потом в РИЦ со своими деньгами. Для пущей важности платил не только за прошедший месяц, как того требует Жилищный кодекс, но и за текущий, то есть вперед, и испытывал при этом моральное удовлетворение, поскольку долгов очень не любил.

Кардинально ломать мою натуру власть начала в прошлом году, когда выпустила идиотское постановление, обязывающее всех предоставлять показания счетчиков в строго отведенные три дня каждого месяца. За пропуск санкции. Я попытался и сведения подавать вовремя, и платить, как и прежде, за два месяца сразу. Не получилось, и я перешел на ежемесячные платежи.

Потом пришел черед еще более идиотских ОДН, превзошедших своей абсурдностью человеческое понимание. Платить за это было просто уже унизительным, и у меня появилась первая за 26 лет задолженность. Пока мизерная – рублей 15. Позже она выросла.

За ОДН, как черт из табакерки, в январе явился резко возросший счет за отопление. Без обязательного по Жилищному кодексу информирования жильцов в письменном виде об изменении платы, без предъявления платежного документа – буквально как бандит на большой дороге, с коротким: «Гони деньги!». Вопросы, за что, почему так много при нынешней-то мягкой зиме, где акт ввода счетчика в действие, и есть ли он, счетчик, вообще, когда был установлен, остались без ответа. Управляющая компания наплевала на все законы в жилищной сфере и на все обязательства, которые эти законы на нее накладывают, и я решил: «Все, хватит!». Хватит этих мафиозных манер добровольно я вам не дам больше ни копейки лишней. За жилье и коммунальные услуги я продолжаю платить, но без того, что ими взято с потолка. «Потолочные» суммы РИЦ вписывает в графу «Остаток». Ну и ладно, хотя РИЦ этот тоже хорош – пособничает жулью, по сути.

Управленцы могут за долги оказание услуг сначала приостановить, потом прекратить. Отключать им придется горячее и холодное водоснабжение и водоотведение на лестничной площадке, как то предписывают Правила предоставления коммунальных услуг. Пускай отключают. Отключать отопление запрещает закон, да они и не смогут этого сделать, даже если по привычке закон проигнорируют. Суммы же с потолка управленцы должны будут обосновывать.

Например, в суде. В суде, возможно, удастся и добиться от них тех данных, которые они скрывают, – о том же счетчике, о количестве тепла, которое дом потребил в прошлом году, об их упорном нежелании предоставлять платежные документы и информировать об изменениях, о них самих, наконец. Кто такие-то и по какому праву, собственно?

Артур Таниев