В этом году Аркадию Пластову исполнилось 120 лет. Юбилей в Ульяновской области планируется отмечать на протяжении всего года. Размер художественной премии его имени увеличен до 20 миллионов рублей, и теперь это самая дорогая арт-премия в мире. О самом Аркадии Александровиче и премии его имени корреспондент Media 73 поговорил с заведующей ульяновского музея Пластова Татьяной Верещагиной.
– Недавно к 120-летию один ульяновский телевизионный канал провёл небольшой опрос «Кто такой Пластов?» Лишь некоторые ответили, что художник. Говорили, что политик, писатель, просто долгожитель. С чем связано такое незнание, и как его исправить?
– Я видела этот опрос и подумала: «Дайте мне микрофон, я выйду на улицу и докажу через 20 минут, что в городе не знают, кто такой Пушкин». С другой стороны, никогда каждый не будет знать, кто такой Пластов. Это и не обязательно. Но мы стараемся, чтобы каждый знал, для этого есть целая программа. Ходим в детские сады и школы с образовательными программами, начинаем знакомство с художником с пятилетнего возраста. И понимаем, есть «потерянное поколение». Но подрастает молодёжь, и я уверена, если такой опрос проведут ещё раз, например, года через два-три, почти каждый сможет сказать, кто такой Пластов.
Мы пытаемся вернуть это «потерянное поколение». Пять-шесть дней в году (день рождения и день памяти Пластова, Международная ассамблея «Пластовская осень», Музейный фестиваль, День города, Пластовские посиделки) превращаются в народные праздники. В нашем небольшом музее на дне рождении художника было около тысячи человек. Праздновали с восьми утра до восьми вечера. Думаю, что и людей из «потерянного поколения» мы тоже захватываем, привлекаем в свои залы, и они открывают для себя Пластова.
– Как премию можно получить?
– Никто ни разу не спрашивал, как премия распределяется. Есть положение о премии, которое можно найти в интернете. В каждой номинации есть свои требования для победителей. Это художники, у которых есть свои школы, организации, продвигающие творчество художника, благотворители. При этом деньги дают не во всех номинациях, где-то только дипломы и небольшие подарки.
Создаётся жюри из художников, искусствоведов. Оргкомитет получает заявки, обрабатывает, отсеивает несоответствующие положению. Члены жюри получают всё в электронном виде, работая в разных городах. На предварительном заседании жюри этот материал отсматривает. Потом проходит окончательное заседание жюри в составе около 30 человек. На каждого номинанта готовят специальные документы, в которых с помощью баллов подтверждается право на участие. Потом подводятся итоги и объявляются победителей. На одну номинацию приходится по несколько номинантов. А потом выбирается один победитель, который и становится лауреатом. Такая продуманная, солидная система, сложная и многоступенчатая схема приводит к тому, что побеждает самый достойный. Но о том, как выбирают, никто никогда не спрашивает, и критикуют. Но легче критиковать, когда не знаешь.
Параллельно в Мемцентре открывается выставка номинантов, она бесплатна и доступна всем. Здесь представляют все номинации, чтобы каждый смог самостоятельно оценить участников.
– Что премия даёт Ульяновской области?
– Премия – это только часть Международной ассамблеи «Пластовская осень». С 2007 года премия была региональной. Потом она выросла, возмужала и перешла в международную категорию. Я хочу сказать, что процесс был длительным. Он возник не по какому-то велению, он развивался постепенно и закономерно.
Я рада за Прислониху. Туда, наконец, можно привозить людей. Благоустроено село, не только пластовские места. Построены два бетонных моста, проведён газ, отремонтирован музей Пластова, дороги. Поток туристов увеличился вдвое.
В нашем музее в прошлым году было около десяти тысяч туристов. Мы получаем интереснейшие выставки. В этом году была «Пластов – Сарьян». А это дружба с коллегами из Еревана. В Мемцентре была большая выставка Зураба Церетели. Идут ремонтные работы в нашем музее. В этом году зданию сто лет, оно постоянно нуждается в ремонте, и мы получаем на это деньги. Обновляется наша экспозиция, и привлекается всё больше народу. Они будут знать, кто такой Пластов и не будут говорить глупости перед микрофоном.
Многие художники и искусствоведы провели мастер-классы. Произведено множество разной продукции: календари, буклеты, каталоги, альбомы. Наконец, есть, что дать людям, когда они приходят в музей, и дать детям, когда к ним приходишь.
С января этого года проект «Пластовская осень» поддержан ЮНЕСКО и будет проводиться под его эгидой. Следовательно, повышается имидж не только проекта, но и всей Ульяновской области.
– Много говорят, что эта премия одна из самых дорогих в России. Зачем направлять такие огромные деньги на культуру?
– Это самая дорогая арт-премия в мире. Из бюджета деньги в этом году пойдут на новые номинации, в которых ярко выражена социальная направленность, и задача новых номинаций как можно больше средств оставить в области. Есть номинации, посвящённые реставрационным работам. Может быть отреставрировано здание, памятник, картина Пластова. Есть дизайнерские номинации, когда будет оформлен детский дом, больница, другой социальный объект. Чтобы повысить имидж университетов, будет номинация, которая даст право бесплатного обучения в одном из них.
Не секрет, что в музеях коллекции мало пополняются. С этого года каждый лауреат будет обязан оставить одну представленную на выставке работу в дар музею, причём это будет сделано по выбору жюри.
Есть стремление, чтобы премия была укоренённой, полезной нашей области и давала конкретный результат.
Часть призового фонда – спонсорская поддержка коммерческих организаций.
Есть премия по современному искусству Кандинского. Она заняла свою нишу. Если есть своя ниша у премии современного искусства, значит, может быть и у искусства реалистического. Премия Пластова – противовес премии Кандинского. Пока будут существовать люди, они будут отражать жизнь в зримых формах, как делал Аркадий Пластов.
В Америке государство поддерживает только высокую культуру, а частные организации, как в Голливуде, занимаются продвижением сегодняшних ценностей. А в случае с премией Пластова получается, что и государство, и частные организации вкладывают деньги в высокую культуру. Художники во всех странах во все времена живут сложно, и, когда получают поддержку, создают новые шедевры.
– Расскажите, как вы воспринимаете Пластова, какой след он оставил в культуре?
На колхозном току- Трудно любить, если не знать творчество Пластова. Он создавал не отдельные произведения, творил свою вселенную, свой художественный мир. И этот мир включает десять тысяч произведений. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, во всех музеях бывшего СССР, во многих странах мира. В Ульяновске большая коллекция, 116 произведений. Она первая по количеству и третья по качеству после Русского музея и Третьяковской галереи. Шедевры «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Жатва», «Сенокос», наш «Костёр в поле» – это зримый след Пластова в истории не только отечественной, но и мировой культуры. Неслучайно в 1958 году в Королевской академии художеств в Лондоне прошла выставка произведений Пластова. Президент академии Чарльз Уильям вечером делал обход экспозиции. Вошёл в тёмный зал и увидел на стене картину «На колхозном току», где мужик в красной рубахе, которая полыхает, как знамя, где всё залито золотом только что убранного хлеба. И картина своим светом этот тёмный зал освещала. Он долго стоял перед ней, а потом сказал: «Какое неисчерпаемое искусство реализма. Около этой картины я понял, почему ваш народ победил в страшной Второй мировой войне. Народ, который умеет так работать, нельзя победить. А ваш Пластов – крепкий художник».
– Недавно премию представили в Лондоне, вскоре повезут в Неаполь. Что принесла первая поездка, и чего ждать от второй?
– Привлечено большое внимание к Пластову. И волей-неволей к нашему музею. Люди захотели узнать художника и его творчество. В своё время картины Пластова объездили буквально весь мир.
На этих выставках показаны на только произведения Пластова, но и лауреатов пластовской премии. И люди увидели, что традиции живут и развиваются.
Можно считать деньги, экономить, сидеть в своей коробочке, но я думаю, что это повод для настоящей национальной гордости.
– Но некоторые деньги считают, можно ли с помощью культуры возвращать деньги обратно? Может, не напрямую, а косвенно?
– Можно. Например, за счёт того, что эти деньги идут на благоустройство города. В прошлом году приезжали гости из Армении. Сводили их в драмтеатр, там сделали большой ремонт. На Венце показали им не только Волгу как раньше, но и весь исторический комплекс. Зашли в Художественный музей, а там, словно маленький Эрмитаж. Если перевести в деньги коллекцию этого музея, то эта куча была бы выше башни на нём. Но это были бы только бумажки. Армянские коллеги завидовали нашему Гончаровскому музею, где создан настоящий музей XXI века. Наш музей открыт всего два года назад. Мы спасли мемориальное здание, его «бомбили» изнутри арендаторы.
Кроме того, образованные, культурные люди лучше работают, что напрямую сказывается на экономике. Наглядный пример Японии, где при всех технологических достижениях, традиции и культура занимают одно из первых мест.
Виктор Мартынов
?
Татьяна Викторовна, а вас приглашали в Лондон? Ездили? Вы ж одна знаете творчество Пластова!
Позорно, Татьяна !
И стыдно! Прикрывать людей, публично на вас …наложивших не надо бы. Это у них репутации нет, терять нечего. А у вас кое-что было…