Президент России Владимир ПУТИН предложил «поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств».
Совещание по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг прошло 5 февраля в Сочи. В своем вступительном слове Владимир ПУТИН, как всегда, четко и точно обрисовал ситуацию:
– Проблема, которой сегодня коснемся, в равной степени относится как к экономике, так и к социальным вопросам. Она чрезвычайно неприятна для различных начальников всяких уровней, но чрезвычайно важна для людей, причем практически для каждого российского гражданина: это тема жилищно-коммунального хозяйства.
Должен сказать, что ситуация там не улучшается. Если год назад 47% граждан страны считали эту тему для себя важнейшей, то в этом году – уже 54%. И, уверяю вас, когда люди говорят о том, что эта тема для них является важнейшей, значит, они сталкиваются с проблемами. Согласно опросам:
• более трети жителей России сталкиваются как раз с проблемами в подаче холодной воды;
• для 40% многоквартирных домов характерно нарушение горячего водоснабжения;
• свыше четверти семей отмечают проблемы с подачей электроэнергии.
И все это на фоне постоянно растущих платежей за услуги ЖКХ.
Считаю налаживание работы, обновление жилищно-коммунального комплекса приоритетной задачей для региональных и муниципальных властей. Конечно, результаты работы в этой сфере должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, при этом, подчеркну, федеральный уровень исполнительной власти, разумеется, не должен оставаться в стороне. При этом нам нужны не точечные, сиюминутные решения, латание дыр, а долгосрочные системные решения, нацеленные на то, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по приемлемым и понятным ценам.
Мы бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется. Но хочу вам сказать, уважаемые коллеги, что если мы не будем этим заниматься, то столкнемся не с улучшением, а с деградацией.
<...>
Комплекс ЖКХ служит людям, оказывает самые востребованные услуги и потому должен находиться под постоянным и полным гражданским контролем, нужно серьезно повысить публичную открытость отрасли.
<.>
Сегодня поговорим о том, как поддержать такие гражданские инициативы, тем более, что сеть таких общественных организаций должна быть создана в соответствии с Указом Президента №600 от 7 мая 2012 года, сеть должна быть создана уже летом текущего года.
<.>
Отдельный вопрос – это формирование тарифов и размеры коммунальных платежей. В прошлом году начали менять регулирование в этой сфере и внедрять механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды.
Что по факту получилось? Во-первых, начался очень быстрый рост тарифов, причем в отдельных вопиющих случаях – двух- и трехкратный рост, в том числе из-за чего: из-за переноса на конечного потребителя всех издержек. Что такое «конечный потребитель»? В данном случае: на граждан. На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. Граждане-то здесь при чем, жильцы-то здесь при чем? Это управляющая компания должна, органы власти должны искать и исключать такие проявления. Граждане же не могут это взять на себя, а платить должны. И это в условиях, когда ни у управляющей компании, ни у поставщиков нет стимула даже такие потери снижать, а люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, просто оказываются загнанными в угол.
<.>
Прошу сегодня доложить, как идет работа по формированию соответствующей нормативной базы. Кстати говоря, и здесь тоже движение очень слабое. Просто из месяца в месяц, из года в год, по сути дела, воду в ступе толчем. Гоняют проекты документов из одного ведомства в другое, в парламент, опять в Правительство. Нормативная база находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
В целом, считаю, что модель управления многоквартирными домами необходимо совершенствовать. Зачастую у собственников жилья нет реальных инструментов для того, чтобы добиваться соблюдения своих прав.
<.>