Более трех тысяч индивидуальных предпринимателей в Ульяновской области официально прекратили свою деятельность за последние два месяца.

Причина в двукратном увеличении размера страховых взносов. Многие коммерсанты, забирающие свидетельства из налоговой, признаются, что продолжат работать «вчерную». По словам экспертов, государство, стремясь таким образом покрыть дефицит Пенсионного фонда, получит обратный эффект в виде роста теневого предпринимательства.

Житель Ульяновска Александр – молодой предприниматель, хотя владеет небольшой мастерской по ремонту автомобилей без малого десять лет. Два года назад он решил добиться получения гранта от областного правительства на развитие собственного дела в размере 300 тысяч рублей и расшириться. Для этого пришлось регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В итоге грант Александр так и не получил – забраковали бизнес-план, – но продолжил работать официально.

– Стал честно платить все налоги государству. В год это 17 тысяч рублей в качестве страховых взносов плюс три тысячи рублей за патент. Конечно, в налогах приятного мало, но эти суммы я мог осилить, – рассказал он. – В конце прошлого года, узнав, что размер страховых взносов собираются поднять вдвое, а плату за патент – сразу в три раза, я задал себе вопрос: «А зачем мне это надо?». Сразу после новогодних праздников я пошел в налоговую и написал заявление о прекращении своей деятельности. Прикинув свои расходы и доходы, я пришел к выводу, что работать как прежде, официально, я просто не смогу. Оборот мастерской небольшой – около 400 тысяч рублей в год. Из них я должен 120 тысяч рублей отдать за аренду помещения, 40 тысяч рублей – за электроэнергию и воду, да еще 43 тысячи рублей в качестве налогов.

После закрытия ИП Александр продолжает работать в том же режиме, но опасается проверки. Поэтому просил не называть его настоящего имени в газете.

Таких, как Александр, в регионе сегодня сотни и даже тысячи. По данным Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Ульяновской области, за последние два месяца прекратили свою деятельность 3109 индивидуальных предпринимателей и владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств. Причем количество желающих добровольно попрощаться с бизнесом растет: если в декабре прошлого года свидетельства забрали 1384 коммерсанта, то в январе нынешнего – уже 1725.

Объяснение столь массовому уходу индивидуальных предпринимателей – в изменении федерального законодательства. С 1 января 2013 года сумма двух фиксированных платежей – в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования – повысилась с 17 тысяч до почти 36 тысяч рублей. Такие взносы отныне должны платить все индивидуальные предприниматели и руководители крестьянских (фермерских) хозяйств, не имеющие наемных работников, а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

При этом делать это нужно будет, как и прежде, вне зависимости от того, велась предпринимательская деятельность или нет, и был ли вообще получен доход.

О том, что столь резкое повышение обязательных отчислений негативно скажется на положении малого и, прежде всего, микробизнеса, говорят в руководстве региона. Как считает директор областного департамента по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов, рост страховых платежей, если уж он неизбежен, следовало бы сделать постепенным – в пределах 10-15 процентов в год, как это происходило прежде. По его словам, нововведение больнее всего ударило по начинающим предпринимателям, которые имеют скромный и пока нестабильный доход. В проигрыше остались, прежде всего, так называемые первичные предприниматели – надомники, репетиторы, работники автомастерских, занятые в сфере бытовых услуг, где масштабы бизнеса всегда были скромны.

Анализируя массовое сворачивание бизнесов, темпы которого, есть мнение, будут расти от месяца к месяцу, эксперты предупреждают, что поступления в социальные фонды будут сокращены. У такого сценария есть еще один негативный момент. В налоговой службе осознают, что многие из тех предпринимателей, которые сегодня официально прекращают свою деятельность, продолжат работать нелегально, потому заявляют об усилении контроля в сфере малого и среднего бизнеса. Это означает, что всем коммерсантам стоит ждать увеличения количества проверок.

Выходит, государство, принимая столь необдуманные шаги, отбрасывает страну в 90-е годы с их гаражно-подвальным бизнесом и черным налом.

Вадим Пилюков