Меткое народное выражение «пустить пыль в глаза» по-нынешнему называется «пиар». Слово противное, но уже и привычное. Эта процедура априори предполагает как хитроумного пускателя «пыли», так и ее доверчивого ловца.

Чем дальше, тем больше мне сдается, что деятельность нашего культурного ведомства, при многих несомненных удачах внутреннего порядка (ремонты значимых зданий, например), особенно воспаленный характер принимает, вырываясь за орбиту своего региона. Ну непременно нам надо мир поразить: чего мы только не были «культурной столицей» (кавычки очень кстати), какие раздувались форумы, а премии и конкурсы у нас не меньше, чем международные!

А несчастный постамент памятника Гончарову даже к 200-летию (с 1965 года) не довели до ума. Писал в ноябре 2011-го – глухо. В мае – дважды (в том числе и губернатору) глухо. Даже «Литературная газета» для нас пустой звук. Кому еще писать, если тут все глухие?

Редчайшим стечением обстоятельств в Ульяновске очутилось культурное сокровище совершенно непредставимой ценности. Единственный в мире по широте диапазона живописнографический цикл народного художника России, действительного члена Академии художеств Анатолия Ивановича Зыкова, посвященный Пушкину, с апреля 2008 года лежит в полнейшем забвении. Удостоенный еще при жизни автора трех золотых медалей от Академии художеств России, Российской академии словесности и Союза художников России, 220 полотен, литографий, акварелей, рисунков бездействует уже почти пять лет! И трудно предъявить претензии владельцу – заповеднику «Ульяновск – родина Ленина» – не его тема, и спасибо, что хранят, – но где при этом наше руководство культурой?

Разумеется, главным борцом за обладание этим сокровищем (какого никогда не было и не будет и где мы сразу даем фору и Москве, и Питеру) должно было бы стать региональное министерство культуры. Но когда в конце 2006 года я рассказал бывшему министру культуры Ившиной об этой возможности (требующей, впрочем, гарантий постоянной экспозиции в будущем), она от этой обузы отмежевалась категорически: «Я первая буду против: у меня на ремонты денег нет». Я, помню, писал множество статей, но любовь руководства к Пушкину она ведь чисто словесная, для Языковских праздников.

Может, чуткие потомки сумеют сделать постоянную экспозицию, но уж альбом-то издать несложно! И был проблеск в конце 2011 года – это реакция нашего недолгого министра Журавлева. Он очень внимательно осмотрел гору книг, каталогов и буклетов по творчеству Зыкова, подивился везению Ульяновска, и на мои слова, что хорошо бы в течение 2012 года издать альбом-каталог, неожиданно сказал: «Не в течение года, а к июню, к пушкинским дням! Это же Год истории, Год русского языка!». А вскоре новость: Журавлев уже не министр! И все надежды рухнули, ибо на прием попасть стало делом долгим, а та же «гора» окинута беглым взглядом (некогда!), и как финал слова о том, что министр не Золотая рыбка, что денег пока нет, но в плане альбом стоит и даже «в приоритетном положении».

Если бы в приоритетном положении числилась и Благодарность, то и альбом был бы издан, и над размещением постоянной экспозиции кому-то было бы поручено думать. Кстати, Журавлев уже думал о варианте с Домом Гончарова – прекрасное было бы соседство!

Ведь Гончаров обожал Пушкина. Еще бы лучше соседство с Домом Языковых (и об этом не раз писал), но деньги… А не дороже ли денег уникальная галерея с двумя сотнями работ Зыкова о Пушкине, которую можно было бы открыть в нашем городе? На трескотню форумов, «культурных столиц», на гигантские премии заезжим деятелям – на это найдутся, нет сомнения. А тут – какой-то Пушкин.. Может, и желчно, но так накипело – шесть лет твердить одно и то же.

Вот и поездка наших руководителей в Лондон с выставкой работ Пластова преподнесена как значимое достижение культурного ведомства. А в чем, собственно, достижение? Ну просветили лондонцев: вот какой замечательный художник Пластов был в Советском Союзе. А как другие британские города – так и остались неохваченными? А сколько стран – помимо Англии? Все и не объехать. Это я к тому, что подобные просветительские акции должен проводить не меньше как Минкульт России – и на свои средства, а тут, небось, снова из областного бюджета черпнули.

Ну и что мы получили кроме приятных впечатлений дорогого руководства? В Ульяновск приедет выставка Уистлера?

Что-то не верится. Получается чистой воды пиар за счет безответного Пластова, весьма, кстати, не жаловавшего чиновную братию и дерзившего аж председателю Совмина. Пластов до скончания человечества обойдется без нашей рекламы.

А вот на выставках своих, ульяновских, художников больших чиновников не увидишь это не их уровень?

Вот размахнулись на огромные премии во многих номинациях – что это, как не пиар, напрочь оторванный от реалий, где еле таскает ноги глубоко больной художник Василий Саблин (и я дважды писал о нем). Ну что бы не уделить ему хоть по тысчонке в месяц на лекарства? Писал я и о художнике Владимире Савельеве, умершем год назад брошенным инвалидом (и ведь не выпускал кисть из рук с утра до ночи!).

Сейчас я сам собираю деньги ему на памятник. А вот на организацию выставки его интереснейших пейзажей (они у меня хранятся, но или без рам, или рамы слишком убоги) моего пороху не хватит. Вот святое бы дело нашему министерству: провести выставку нашего местного «Ван Гога» (именно так он поименован в посвященной ему статье в одном из журналов). И наш Художественный музей выбрал бы с этой выставки, чем обогатить свое собрание; школы и библиотеки тоже не остались бы без подарков.

Тон получился мрачноват, но когда болеешь за что-то реальное, а тебе отвечает глухота – то тем болезненнее ощущается трезвон пиара. Патриотизм не в громких лозунгах, а в любовном отношении к тому ценному, что уже есть.

Лев НЕЦВЕТАЕВ, лауреат Золотой пушкинской медали творческих союзов России.