Несколько лет генерал-майор Вадим Орлов не даёт интервью. В канун Дня защитника Отечества для читателей «Молодежки» было сделано исключение.
К слову, первое интервью с Вадимом Ивановичем Орловым вышло в первом номере «Молодежной газеты» 15 лет назад. С тех пор прошло полтора десятилетия, и вот мы снова беседуем с генералом Орловым. Похоже, звание этого человека навсегда неотделимо от его имени. И наш разговор за чашечкой настоящего цейлонского чая, привезённого из недавней поездки Вадима Ивановича в Шри-Ланку, начинается, конечно же, с военной темы. И, конечно, с наболевшей – о расформировании прославленной 104-й дивизии, что базировалась в Ульяновске до 1998 года.
– Решение о её расформировании было принято в разгар чеченской войны, – говорит Вадим Иванович. –
Это было не просто издевательство над личным составом дивизии, обеспеченной к тому времени всем необходимым. На первом же военном совете я заявил, что это предательство – выкидывать офицеров на улицу в то время, пока они проливают кровь на войне. Когда дивизию всё же расформировали и создали 31-ю бригаду, я отказался от повышения и остался на полковничьей должности вместе с личным составом, пока не разместил всех офицеров, обеспечив их квартирами. Вместе пережили эти непростые времена. Предстоящее 23 февраля встречаем уже с оптимизмом. Сегодня выделены большие суммы на строительство жилья для десантников. Будут построены парки для боевых машин (пока техника стоит под открытым небом), новое учебное здание, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном. Зная нового министра обороны, думаю, эти суммы будут освоены. Планируется также в состав бригады ввести транспортный полк из 40 вертолётов: двадцати транспортных «Ми-8» и двадцати боевых «Ми-24». В оперативное подчинение будут выделены для десантирования два-три полка транспортных вертолётов «Ми-6» и «Ми-26». Вместо разведроты будет сформирован разведбат, а также воссоздан ремонтно-восстановительный батальон. Должность комбрига становится генеральской.
– А закрытые в Ульяновске военные училища ещё можно восстановить?
– Два закрытых в Ульяновске училища были уникальными. Сегодня губернатор Сергей Морозов радеет за их восстановление, и, зная его настрой, надеюсь, цель будет достигнута. Ветераны окажут главе региона всю возможную помощь в этом вопросе.
– Сегодня много разговоров на тему: а если завтра война, кто пойдёт сражаться за Родину? Молодежь упрекают в отсутствии патриотизма…
– Я воевал в Афганистане в 80-х, потом в Чечне в 90-е, когда никакой военно-патриотической работы с молодежью уже почти не проводилось. А у меня в 1994 году весь призыв сам себе добровольно продлил на полгода срок службы в Чечне. Триста дембелей вышли и сказали: «Товарищ генерал, молодежь не посылаем – мы идем с вами в бой». Да, у нас развалили военкоматы, сделали их гражданскими, это, конечно ослабило резерв. Но, как бы то ни было, лучшего воина, чем русский солдат, я не видел.
– Вы воевали в Афгане, в Абхазии, Чечне, Югославии. Где было тяжелее всего?
– В Чечне. Письменного Указа Президента РФ о состоянии войны не было, все приказы издавались устно. Когда мне устно приказали штурмовать российский город Грозный с российскими гражданами, я подал рапорт, написав, что в этой афере участвовать не буду. Меня отстранили. Сегодня уже можно об этом говорить: операция по захвату Грозного вообще не была продумана, у нас даже не было разведданных. Все говорили, что там 200 человек с ружьями бегает. А у них там было 40 ООО автоматов, 98 танков, 24 установки «Град», 1000 пулемётов ПК. Вооружение и техника, оставшиеся от грозненской мотострелковой дивизии. Если бы был
письменный приказ – я бы его выполнил.
– Пожалуй, довольно о грустном. В должности депутата Госдумы и зампредседателя международного комитета вы объездили полмира. Наверняка, было много ярких встреч?
– Яркой была встреча с Ясиром Арафатом (палестинский лидер – прим. ред.). Арафату понравился мои значок парашютиста – самый обыкновенный. И он предложил мне обменять его на свой партийный значок. Только мы обменялись, ко мне подошли люди и спросили: «Сколько стоит ваш значок?» – «250 рублей», – говорю. А мне в ответ: «А значок Арафата на аукционе стоит 1 миллион долларов, поэтому верните его, пожалуйста». Конечно, встреч было много, но сегодня я стараюсь выезжать хотя бы раз в год уже не по работе, а просто – посмотреть мир.
Может, это и есть лучшая награда для тех, кто этот мир для нас сберегает. Напоследок генерал Орлов обратился ко всем десантникам, ветеранам войск, ко всем, кто несёт службу и защищает Отечество, с искренними поздравлениями в честь праздника, с пожеланиями крепкого здоровья и успехов.

НАША СПРАВКА
Вадим Иванович Орлов. Генерал-майор. Последний командир 104-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и первый командир 31-й гвардейской отдельной воздушно-десантной бригады. Служил во всех основных «горячих точках» СССР и России: Афганистане (командовал десантно-штурмовым батальоном), Абхазии, Нагорном Карабахе, Дагестане, Чечне (командовал сводным полком), Югославии. Депутат Государственной Думы РФ третьего созыва. Почетный гражданин Ульяновска.