Многоквартирный дом (МКД) можно рассматривать по-разному, сравнивать с живым организмом или большим кораблем, как мы это уже делали на страницах «Управдома» в прошлых выпусках. Однако сейчас, когда все только и говорят о стоимости жилищно-коммунальных услуг, хочется взглянуть на МКД как на предприятие рынка этих самых услуг. И в Ульяновске есть такие дома, управляемые подобно хорошо организованному производству, главный продукт которого – комфорт жителей. Увы, примеры единичные, и о каждом можно рассказывать отдельно. Сегодня мы приглашаем вас посетить дом №12 по ул. Корунковой.
– Проходите-проходите: вот здесь мы планируем разместить архив нашего ЖСК – то, что накопилось за последние 13 лет. Вот тут будет актовый зал на сто мест, будем тут проводить общие собрания жильцов. А вот тут – слесарная мастерская, налево – комната для отдыха рабочих: диван, телевизор, туалет, душевая, но здесь нужно прибраться, конечно, – мой «гид» стыдливо прячет клеенкой душевую, которая, по его мнению, не так чиста, чтобы демонстрировать гостю.
«Экскурсовода» зовут Виктор ЦИБИН – он председатель жилищно-строительного кооператива «Симбирский» на ул. Корунковой, 12.
Учет и порядок
– Лет восемь назад здесь все выглядело, как в большинстве наших многоквартирных домов: нечистоты, невообразимый мусор, все течет, капает, воняет и т.п. В 2004 году постепенно занялись обустройством: забетонировали полы в подвале, заменили трубы, поставили современные приборы учета, задвижки. Элементарно навели порядок – перебазировали трубы так, чтобы можно теперь спокойно перемещаться по подвалу, а не переползать, изгибаясь, как змея, – улыбаясь, рассказывает председатель, пока мы с ним приближаемся к «сердцу дома».
Так ЦИБИН называет центральный узел МКД: несколько столов, принтер и целый ряд современных приборов учета.
– Вот смотрите: узел ГВС – можно увидеть данные на подаче и обратке, – Виктор Александрович нажимает несколько кнопок, и на электронном табло появляются цифры – сведения о температуре горячей воды, циркулирующей в доме. С такой же легкостью можно узнать данные по теплу и холодной воде.
Наконец, мы выбираемся на свет Божий и направляемся в сторону первого подъезда 12-го дома – туда, где находится помещение правления кооператива.
Из летописи «Симбирского»
– Нашему ЖСК почти 30 лет. В 2003 году 12-й дом был доведен до жуткого состояния:
нас отключили от горячей воды, поскольку все трубы находились в аварийном состоянии. Я как житель этого дома сам входил в инициативную группу, которая пыталась исправить ситуацию. После того, как меня выбрали председателем, за несколько месяцев вместе со старшими по подъезду нам удалось решить проблему: трубы отремонтировали, ГВС восстановили. Затем принялись за крышу, – рассказывает Виктор Александрович.
Мы идем с ним вдоль металлического фигурного забора вдоль всего дома. В 2007 году дом победил в городском конкурсе на звание лучшего, и на празднике двора в честь этого события администрация Засвияжья сделала жителям подарок – металлическое ограждение. А из остатков труб ЖСК установил возле каждого подъезда металлические ворота.
– У всех подъездов стоят урны – они опустошаются ежедневно. В помещении для контейнеров мусоропровода мы установили противопожарную дверь, контейнеры также сделали на заказ. Перед каждым подъездом у нас висит информационный стенд – со всеми необходимыми сведениями о ЖСК «Симбирский», – продолжает ЦИБИН.
Мы еще только открыли внешнюю подъездную дверь и даже не успели войти, а у моего собеседника снова есть о чем рассказать.
– В этом помещении, – он показывает на кладовку слева от входа в подъезд, – находится инвентарь для уборщиц и поливочные шланги. А вот здесь – под лестничной клеткой – помещение для «мамочек»: они оставляют здесь коляски и тем самым избавлены от необходимости тащить их на себе в квартиру, – говорит председатель.
С удовольствием смотрю на кладовку для «мамочек» – во многих подъездах других МКД на этом месте обычно располагается полусгнившая батарея и грязь. Проходим в офис правления – на первом этаже.
– Раньше здесь был так называемый «пожарный проход» – невообразимо грязное место, с тусклой лампочкой и разбитой дверью. Теперь здесь можно жить, – справедливо заявляет руководитель ЖСК.
В помещении правления чисто и уютно: компьютер, несколько столов, лавочки для общих собраний жильцов и стены, сплошь оклеенные полезной информацией, связанной с ЖКХ.
Считаем каждую копейку
По мнению председателя «Симбирского», чтобы управлять домом, нужно иметь не только руки, «растущие из нужного места», но и хорошие бухгалтерские навыки.
– Все нужно считать так, чтобы детально объяснить жителям, куда пошла каждая копейка. На стендах у нас подробнейшая информация обо всем. Давайте, к примеру, возьмем строку «Содержание и ремонт» – и разберем ее, что называется, «по косточкам», – говорит ЦИБИН, извлекая из стола калькулятор.
Всего жители сейчас оплачивают за эту строку 18 рублей 71 копейку с квадратного метра.
– В эту сумму у нас включены: зарплата персонала кооператива – 5 рублей 60 копеек (плюс налог с этой суммы – более 30 процентов и поступления в фонд по отпускам и больничным – 12 копеек); расходы на текущий ремонт – 3 рубля 36 копеек; аварийное обеспечение – 7 копеек и ежегодная промывка систем центрального отопления – 12 копеек. Две последние цифры такие небольшие потому, что у нас свой электрик, работающий на три дома, и свой компрессор, которым мы промываем трубы, – он, кстати, хранится в подвале, – поясняет мой собеседник.
Ко всему прочему в эту же строку включены вывоз и утилизация ТБО, техническое обслуживание и ремонт лифтов, многое другое.
На 4 тысячи дворника не найти
Что касается персонала ЖСК, к нему относятся: сам председатель, бухгалтер, уборщицы, дворник и слесарь. Самая высокая зарплата у председателя – 7 тысяч рублей.
– Приходится постоянно изыскивать способы, чтобы сократить расходы. Однако на 4 тысячи рублей в месяц дворника не найти, а с его зарплаты приходится платить еще и налоги, – естественно, все это из кармана жителей. Мы вынуждены доплачивать ему и другим нанятым работникам деньги в форме «вознаграждения». Для этого заключаем специальный договор. Иначе не выжить: тут замкнутый круг – с жителей «драть три шкуры» не хочется, а работникам за нормальную работу надо хорошо платить. С «вознаграждения» налоги не берут, тем и пользуемся, – говорит Виктор Александрович.
В завершение мы с председателем осмотрели один из подъездов: стены оштукатурены и покрашены, всюду – пластиковые окна, между этажами рядом с мусоропроводом (там, где нет мусороприемника) созданы небольшие закрытые кладовки.
– Мы сдаем их различным организациям: например, вот эта небольшая кладовка приносит нам около 8 тысяч ежемесячно – одна из московских организаций хранит там журналы. Эти деньги идут на оплату общедомовых нужд, мелкий ремонт и так далее, – сообщает мне мой «гид».
Все, что мы услышали от ЦИБИНА, еще раз подтверждает: любой многоквартирный дом требует неусыпного контроля и почти постоянного присутствия в нем руки «хозяйственника». Как же тогда справляются со своими домами управляющие компании, за которыми числятся сотни городских многоэтажек?! Ведь далеко не в каждом МКД можно найти даже толкового старшего по дому…
Евгений Нувитов Видеорепортаж о ЖСК «Симбирский» смотрите на сайте: upravdom-73.livejournal.com.