Торжество интернета становится угрожающим. Для всех.

Адепты высоких технологий потирают руки: недавно закрылся популярнейший когда-то американский журнал News Week – не выдержал конкуренции с цифрой и теперь будет выходить только в интернете.

А на днях объявило о банкротстве еще одно, уже транснациональное, издание «Ридерз Дайджест», имевшее 25 млн читателей по всему миру. Причина банкротства та же. Молодое поколение не хочет больше читать бумажные версии печатных изданий, оно зависло в сети, где и получает все, как оно думает, что ему нужно. Но оно пока еще не представляет, каким будет мир без бумаги.

Немецкий «Шпигель» обрисовал кусочек этого безбумажного мира. Заметку перевел московский журнал «Профиль». Автор описывает своего юного сына, который живет в ногу со временем.

Он уже достаточно большой и все чаще берет вещи отца. Его диски с фильмами, ботинки, велосипед, когда свой стоит с проколотой шиной.

Не трогает наследник только отцовы газеты. Он их не читает, хотя иногда открывает даже книги.

Но не газеты, на которые смотрит, кажется, как на вещи из каменного века. Все, что ему интересно, включая новости, находит в интернете. Что его может ожидать в будущем, автор показывает на примере Исландии. Дальше привожу большую цитату из этого текста: «Исландцы очень гордились своим сетевым сообществом блоггеров, старые добрые СМИ влачили жалкое существование: пыльные студии государственных радиостанций с их ожившими мертвецами, склеротичные редакции газет. Просто смешно. Люди получали нужную информацию из блогов. В них можно было найти и биржевые советы, и пути к чудесному приумножению своего состояния.

Но потом наступил финансовый кризис: на Землю словно упал метеорит, Солнце померкло, и никто не знал, чего ждать. От кого исходит зло?

И кто стоял на стороне добра? Неужто теперь все сбережения просто сгорят? И вообще осталось ли от них еще что-нибудь? Нет? Караул! Так что же произошло?

Исландцы вдруг оказались наедине со своими вопросами, количество которых только увеличивалось. Увы, ответов – таких, которые бы к чему-то обязывали, – не мог дать никто. Не было журналистов, способных тщательно изучить, проанализи-ровать, объяснить все обстоятельства с их сложностью и запутанностью. Были блоги и «сами себе репортеры». Кто-то из них более-менее случайно давал правильные оценки, где-то позаимствовав информацию, например, в других блогах. Но были и совершенно ошибочные интерпретации.

И никого, кто смог бы отделить зерна от плевел. По стране стремительно расползались слухи например, о том, что правительство собирается вывезти из страны золотой запас Центробанка, в связи с чем всем исландцам предлагалось на следующее утро явиться в аэропорт и блокировать взлетную полосу. На улице стоял трескучий мороз, а правительство даже не помышляло отправлять за границу золото, стоимость которого составляет миллиарды. Но люди полтора дня мужественно (хоть и бессмысленно) блокировали взлетную полосу. На совести автора этого слуха, будь то блоггер или кто-то еще, – огромное количество простуд и воспаленных мочевых пузырей».

То есть, не получая квалифицированной, обработанной опытными журналистами, информации, Исландия погрузилась буквально в хаос. И дело тут не только в том, что блоггеры могут оказаться попросту не в курсе происходящего, особенно если иметь в виду, что, сидя неделями за компьютерами, они отрываются от реальности и перестают ее понимать. Дело – куда трагичней: блоггеры все чаще работают за деньги, то есть комментируют события не объективно, а так, как хочет заказчик. И тут уж шанс что-либо понять стремится к нулю. Это то, о чем говорит, в частности, писатель Умберто Эко, предупреждающий о наступлении «цензуры шума», когда важные сведения забиваются интернет-чепухой. И это опасно.

Артур Таниев