Областной театральный фестиваль «Лицедей», который в этом году пройдет в седьмой раз, на сей раз посвящен Станиславскому – в январе отмечалось 150-летие со дня его рождения. В связи с этим каждый победитель получит необычный портрет основателя знаменитой актерской системы. Фестиваль официально откроется 20 марта, в конкурсе участвуют шесть спектаклей театров Ульяновска и Димитровграда, будут работы и вне конкурса.
Как известно, «Лицедей» это своего рода «домашний» фестиваль для театров Ульяновской области. И вот теперь, на седьмом году его жизни, на пресс-конференции возникла стратегическая тема: «Лицедей» – это просто «смотр театральных достижений» за истекший период или все-таки конкурс? В адрес организаторов была высказана претензия, что конкурс отошел на второй план, что лучших актеров «назначают» сами театры, что жюри работает формально и почти в неизменном «кулуарным» составе.
Как известно, «Лицедей» вырос из еще более «домашней» премии для актеров и других работников Ульяновского драмтеатра. Затем при поддержке региональной власти он расширился, и самую крупную премию в номинации «Продвижение» (она вручается театру, который за минувший год показал наибольшее количество выездных спектаклей в районах области) по-прежнему финансирует правительство. В основном же фестиваль проводится за счет собственныхсредств Ульяновского драмтеатра, что и является сдерживающим фактором. Как пояснила замдиректора драмтеатра Анна Карвалейру, чтобы пригласить профессиональное жюри, нужны деньги на гонорар, проезд, проживание этих людей. «Но я не умаляю достоинств действующего жюри: если человек из Ульяновска, то почему он некомпетентен?» сказала она.
С самого начала жюри было общественное. Руководитель Димитровградского театра-студии «Подиум» Владимир Казанджан вспоминает, что сначала жюри хотели составить из артистов драмтеатра, но тогда получилось бы, что свои оценивают своих. Поскольку театроведов и режиссеров взять было негде, решили пригласить в жюри представителей творческих союзов – музыкантов, художников, писателей, чтобы те с разных позиций оценивали синтетическое театральное действо. Они, кстати, принимают решение по ограниченному списку номинаций: лучший спектакль, лучшая режиссура, лучшее музыкальное оформление и сценография, самое яркое впечатление. По остальному, довольно длинному, списку номинаций победителей выбирают спонсоры премий: правительство, сам драмтеатр и его попечительский совет, отделение Фонда культуры, Городская Дума и т.д.
Что касается состязательности, то руководитель театра-студии «Enfant Terrible» Дмитрий Аксенов предложил обратиться к этимологии слова «фестиваль»: это в первую очередь праздник, а не конкурс.
«Мы показываем лучшие премьеры сезона, это парад спектаклей, он проводится для зрителей, которые могут ходить каждый день и смотреть разные вещи», – сказала Карвалейру. «Это конкурс в рамках фестиваля», – выдал компромиссный вариант директор областного театра кукол Александр Колтун.
Еще в 2007 году директор театра Наталья Никонорова говорила о чисто прагматической цели «Лицедея»: «Еще раз привлечь внимание к театру разных жанров, театру, который работает для разных возрастов зрителей. Я понимаю, что это дело вкуса, что театр может работать лучше или хуже, но нам нужна реакция зрителей. Поскольку отзывов в прессе недостаточно, приходится эту реакцию провоцировать». Думаю, с тех пор в стратегии фестиваля принципиально мало что изменилось, он по-прежнему направлен на продвижение своих театров для своего зрителя. Он – напоминание людям, что в Ульяновской области театры есть и в них регулярно появляется что-то достойное внимания. Пресса, кстати, за театрами сегодня все-таки следит.
Финансирование фестиваля определяет многое, в том числе и его «постскриптум».
Раньше «Лицедей», бывало, плавно переходил в короткие гастроли какого-то московского театра, теперь такой роскоши организаторы себе позволить не смогли. На «сладкое» припасли антрепризный спектакль «Двое на качелях» в исполнении московских актеров Татьяны Арнтгольц и Григория Антипенко, а также творческий вечер Юрия Стоянова.
Сергей Гогин