Председатель ульяновского ТСЖ делится опытом борьбы с долгами за коммунальные услуги в своем доме.
Проблема неплатежей за ЖКУ стара, как мир. Однако это вовсе не означает, что выработаны какие-то однозначные решения данного вопроса. Об актуальности указанной темы свидетельствует хотя бы тот факт, что несколько месяцев назад, по информации ООО «РИЦ», задолженность населения Ульяновска ресурсоснабжающим организациям перевалила «психологический рубеж» в один миллиард рублей. Львиная доля этой суммы – долги тех, кто не хочет или не может платить за свое проживание и пользование коммунальными ресурсами. Самое неприятное заключается в том, что долг этот похож на снежный ком: со временем он становится лишь больше.
Впрочем, приводить общие цифры, как и рассуждать на общие темы, – занятие крайне неблагодарное. Поэтому давайте обратимся к конкретному примеру, который, надеюсь, позволит нашим читателям «прочувствовать» всю остроту и безвыходность сложившейся ситуации.
Судом не напугаешь
– В нашем доме – 287 квартир, хозяева 26 из них – систематические неплательщики. Сумма долга различная – от 11 до 90 тысяч рублей; всего же мы на настоящий момент должны коммунальщикам почти 2 миллиона рублей, – рассказывает председатель ТСЖ «Дом» Юрий АЛЯКИН, в управлении которого находится многоэтажка по бульвару Новосондецкому, 18.
Мы разговариваем с ним в правлении товарищества, которое размещено в этом же доме. Пригласил нас Юрий Васильевич сам, потому что уже просто не видит другого выхода, кроме как прибегнуть к помощи СМИ.
– Мы все – и председатели ТСЖ, и руководители управляющих компаний – ходим по замкнутому кругу. Вот свежий пример: квартира С-вых (полные фамилии не приводятся из-за этических и юридических соображений – прим. ред.). Не платят уже давно, накопили долг почти 70 тысяч рублей. Сначала их призывали, убеждали, затем подали на них в суд и, естественно, выиграли дело. Пришли судебные приставы и конфисковали у семьи С-вых единственное ценное имущество – телевизор. Оценили его в 11 тысяч рублей, но продать не смогли. Потом снизили цену до 9 тысяч – снова неудача. И что вы думаете? Недавно мне прислали официальное уведомление о том, что телевизор возвращен прежним владельцам и ничего более судебные приставы сделать не в силах! И как тут быть? – вопрошает председатель ТСЖ.
Из-за пофигистов страдают все
Надо сказать, что товарищество собственников, в отличие от своих отдельных товарищей, не может не платить ресурсникам, поскольку те тут же начинают предъявлять претензии, угрожать судом и пугать процентами по пени.
– Вот смотрите: последнее письмо от ОАО «Волжская ТГК» – они грозятся начать брать проценты с суммы долга, – показывает официальные бумаги Юрий АЛЯКИН. – Вот МУП «Теплоком» мы должны 448 тысяч рублей, «Ульяновск-водоканалу» – почти 1 миллион рублей. Мы вынуждены как-то покрывать долги за счет тех собственников, которые платят. Неплательщики же камнем висят на шее у остальных, и никаких реальных рычагов воздействия на них у меня нет!
Нужно также учесть то, что постоянные долги ресурсникам могут привести к решению суда арестовать счет ТСЖ, и все уплачиваемые жильцами деньги будут несколько месяцев подряд поступать, например, теплоснабжающей организации. А по другим статьям расходов начнут копиться новые долги.
Наказать нельзя, паразитировать можно?
– Вот еще одна квартира, – Юрий АЛЯКИН снова обращается к списку должников. – Прописаны мать с дочерью, занимают одну комнату в трехкомнатной квартире, их долг уже составляет почти 91 тысячу рублей. Дочь уехала в Краснодарский край, матери не помогает, в комнате – вообще ничего нет, кроме кровати. Суд-то мы выиграли, но что с них брать?
Вместе со старшими по подъездам председатель ТСЖ регулярно посещает неплательщиков, напоминает о долге, советует проверить право на жилищную субсидию, но далеко не все подходят под необходимые критерии.
– Для одной семьи добились-таки субсидии, и что?! Они начали ее пропивать – и платить за квартиру вообще прекратили. Конечно, к каждой семье нужен индивидуальный подход: необходимо рассматривать эту проблему в комплексе – вместе с различными службами и специалистами. Силами одного председателя ТСЖ здесь мало что можно сделать. К примеру, можно было бы создать при каждом главе района специальную комиссию, куда вошли бы сотрудники администрации, соцзащиты, представители правоохранительных органов, Комитета ЖКХ, Центра занятости и так далее. На заседаниях этой комиссии можно было бы анализировать жизненную ситуацию каждого неплательщика – и решать, кому помочь, а кого нужно – просто принуждать платить, – предлагает наш собеседник.
Вообще, по мнению АЛЯКИНА, совершенно непонятны здесь функции и уровень полномочий судебных приставов.
– Вероятно, здесь нужны какие-то изменения на законодательном уровне. Ведь это, по меньшей мере, странно! Я уже приводил пример: пришли судебные приставы, забрали телевизор и… вернули обратно! На этом все! Разве так можно решить проблему? Да должники после такого «наказания» вообще забудут про оплату за ЖКУ! Когда же я обращаюсь в городскую администрацию, мне там отвечают, что тоже помочь не могут: в Ульяновске нет обменного фонда жилья. Поэтому злостных неплательщиков просто некуда выселить. Что же тогда получается: можно паразитировать на остальных, не платить и спокойно жить дальше? – задается вопросом председатель.
Дело осложняется тем, что многие из тех, кто не платит за «коммуналку», живут в малосемейках. Даже если есть решение суда, нельзя просто так прийти и «отрубить» у них, к примеру, электричество и горячую воду: ведь пострадают от этого и другие жильцы той же квартиры. Кроме того, во многих семьях есть дети, которые не виноваты в материальных проблемах своих родителей.
Эх, вот раньше…
По словам нашего собеседника, в советское время существовал целый ряд способов и рычагов эффективного решения проблемы неплательщиков. К примеру, действовала не только реальная практика выселения в менее комфортное и малогабаритное жилье, но и публикация в СМИ соответствующих решений судов – с указанием фамилий неплательщиков. В народных судах дела о злостных неплательщиках квартирной и арендной оплаты рассматривались в пятидневный срок с момента поступления искового заявления в суд. Кроме того, существовала практика привлечения к так называемым «обязательным работам» тех, кто не платил за жилье, потому что нигде не трудился.
– Среди наших неплательщиков есть и те, кто не работает, так как каждый день пьет «не просыхая»; есть и те, кто действительно попал в трудную жизненную ситуацию. Здесь, повторюсь, нужно скрупулезно разбираться с каждой семьей, но, естественно, не силами одного председателя ТСЖ, – говорит Юрий АЛЯКИН. – Необходима инициатива как законодательной, так и исполнительной власти, чтобы начать постепенно решать эту проблему. Нужны конкретные предложения и активное обсуждение данного вопроса с общественностью.
Такой площадкой для обсуждения данной проблемы с разных точек зрения – от власти, от горожан, от управляющих организаций – мог бы стать ульяновский Совет собственников жилья. Но, к сожалению, пока активность этого Совета у нас в городе приближается к нулю.
Евгений Нувитов