На границе Барышского и Николаевского районов несколько человек пытаются построить новую идеальную деревню. В ней будут жить единомышленники, которые отказались от курения, спиртного и прочих пагубных пристрастий. В гостях у “новых людей” побывали корреспонденты “МП.

ДОМИК ОКНАМИ В ЛЕС

Дорога до деревни Малая Бекшанка, где обосновались несколько человек, выдалась непростой. Выехали из Ульяновска при солнечной погоде, а в Барыше попали в самую настоящую пургу. Но отступать было поздно, позади 180 км пути. Наш проводник предлагает пересесть в джип, мол, иначе не проедем. Пересаживаемся и едем по заснеженному полю, другой дороги нет. Машину бросает из стороны в сторону. Впереди склон, а за ним в заснеженной лощине видны-два небольших домика. Спускаемся на “вездеходе” с горы в бывшую деревню Козаиха (Малая Бекшанка). Здесь уже пять лет как никто не живет (одни умерли, другие перебрались в город). Заброшенные и сгоревшие дома одиноко стоят вдали от места обитания “новых Робинзонов”.
Направляемся к новоселам строго по указателям (палка с красной отметиной). Но тут джип буксует, и нам приходится идти пешком по сугробам, а кое-где снег выше колен. Нас встречает, заливаясь лаем, худющая псина по кличке Лада. А вот показался и сам хозяин убежища – 49-летний Павел Липп, худой, с бородкой. Он радушно встречает гостей и охотно показывает свои владения. На фоне снега едва различимы сарай, “загон” для “уазика”, туалет и баня.
В бане чисто и тепло – видно, недавно топили.
– А воду-го где береге? – спрашиваю Павла.
– А вот внизу, – он показывает на обрыв, – родники. Таскаю воду наверх. Топлю баню в основном по субботам.
Заходим в дом. Ба! Да там полно народу! Человек 10 как минимум. Да еще с малолетними детьми.
Дом – это одна большая комната. Она же и кухня, и спальня, и зал с прихожей. Посредине стоит стол. На потолке повисли провода. Несколько настенных часов показывают разное время. А вот привычных люстры и телевизора нет. Как нет в доме и ни одной иконки.
Рядом со столом – огромная эконом-печка, на которой сушатся апельсиновые корки. В доме современные пластиковые окна, а на подоконниках растут декоративные цветы. Пол весь в картоне. Дело в том, что доски еще не просохли, их будут заново поднимать и подгонять, чтобы не было щелей.
В левом углу комнаты самодельная кровать с накомарником, рядом на стене висит большая фотография всей семьи Липп.
Нас усаживают за стол и подают травяной чай с медом да постный кекс с изюмом. Вообще мёд – главная пища в жизни Павла, у него под кроватью пять трехлитровых банок с этим продуктом.
– У меня на завтрак только чай и мед. Потом фрукты, – говорит он. – На обед каша на воде. А вот картошку я не ем.

“ВЕРА В ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДУ”
“Затворник” Павел родом из Барыша. Учился в Сызрани, потом работал в Калуге, но потянуло к родным местам. Списался по интернету с единомышленниками и в 2010 году приехал в Барышский район выбирать подходящее место для жилья. Посмотрел с друзьями десять заброшенных деревень, остановился на Козаихе (по легенде, эту деревню в XIX веке основали казаки). Здесь “новые люди” и решили создать экопоселение под названием “Колыбель”.
– Я как глянул с обрыва на эту долину, так название само пришло в голову, – вспоминает Павел. -Дом мне помогли построить друзья.
Мы оформили земли и прописались. Хотим, чтобы у нас были крепкие семьи, чтобы под боком не жили наркоманы и пьяницы. Мы не курим, не пьем, не едим мясо, не придерживаемся одной какой-то веры. Хотим, чтобы земля нас кормила и поила. У нас вера в человека, в природу. Здесь мы нашли рай.
В “Колыбели” 9 семей (29 человек) из Самары, Сызрани, Ульяновска и даже с Сахалина. Взрослые, практически все с высшим образованием: инженеры, технологи, есть бизнесмен и даже бывший военный (увлекается парапланеризмом и уже летал над деревней). Самому старшему 59-лет, самому младшему – Святогору – полгодика.
Павел у них вроде как староста. Он решает организационные вопросы. Пока в Козаихе постоянно проживают лишь две семьи. Другие этой весной будут строиться и сейчас завозят необходимые строительные материалы.
В планах у поселения создать свою пасеку, заняться растениеводством и животноводством (хотят держать кур, коз и коров).
У “затворников” свои праздники. В мае они отмечают День поселения, гуляют на дни весеннего и зимнего равноденствия. При этом надевают старинные наряды, водят хороводы и поют песни. А вот Пасха и Новый год не приветствуются.
Чтобы попасть в поселение, нужно пройти своеобразный “экзамен”. С вами побеседуют, и если поймут, что вы настоящий единомышленник, то предложат участок на выбор.

ПОГОВОРИЛИ “ЗА ЖИЗНЬ”

– А как же вы живете без телевизора? – невольно спрашиваю хозяина.
– Да он нам и не нужен, – размышляет Павел. – От всех благ цивилизации мы не отказываемся. У нас есть интернет, мы связываемся с нашими друзьями. У меня имеется генератор, когда темно – запускаю его, и горят светодиодные лампочки. Но я люблю и при свечах посидеть. В планах – поставить солнечные батареи. Скоро мы будем жить только за счет своих продуктов. Места здесь богатые, много грибов, ягод.
– Вы здесь уже вторую зиму. Не страшно одному?
– А здесь никого нет. Однажды, правда, чужак забрался, говорит, мол, заблудился. Я показал ему дорогу. Как-то лайки прибежали, потерялись в лесу, но потом объявился хозяин, и я вернул псов. А вообще, я в поисках второй половины…
– А если заболеете, кто лечить-то будет? У ваших друзей еще и маленький ребенок…
– Врач в трех-четырех километрах, – поясняет Павел. – Но мы стараемся не болеть. Ведем здоровый образ жизни. Вот у меня в свое время была проблема с желудком, но я стал вегетарианцем, и все прошло. Сейчас читаю книги, как самому себя вылечить.
– На какие средства живете? Может, у вас есть что-то типа общака?
– У каждого из нас есть свои сбережения. На эти деньги и живем. Общего банка нет, но планируем организовать что-то типа фонда помощи.
– Павел, у вас необычная фамилия Липп? Родители из Прибалтики? И кстати, как родственники отнеслись к вашему уединению?
– Я русский, и мать была русская. А фамилия эстонская. Когда-то, в XIX веке, несколько семей эстонцев в поисках хорошей жизни приехали в эти места. Так и остались. Поэтому корни прибалтийские во мне есть. Родные, а нас девять сестер и братьев, сначала относились к моей затее с непониманием. Осуждали: как можно бросить город? Но потом приехали, посмотрели на это чудо, и всем понравилось. Они мне даже помогали строить дом.
…Два часа пролетают незаметно. Попрощавшись с хозяином, направляемся к джипу.
– Вы весной приезжайте, когда здесь все цветет и пахнет! Я и баньку истоплю, – говорит Павел.
Обещаем приехать. Ведь здесь действительно благодать!
А что, может, именно такие “новые люди” и смогут поднять российскую деревню? И в ней снова возродится жизнь.
Арсений КОРОЛЕВ