В связи с участившимися жалобами на расчет оплаты труда учителей губернатор Сергей Морозов в ходе «Откровенного разговора» поручил навести порядок в этой сфере.
Поводом для обсуждения этой проблемы на традиционном пятничном заседании стало несколько обращений к губернатору, а также публикации в прессе. Жалобы учителей проверили непосредственно в тех школах, откуда они исходили. Выяснилось, что дело скорее в недопонимании, чем в реальном «недосчете». Так, в 61-й школе, куда приезжали работники министерства образования, средняя зарплата педагогов по сравнению с октябрем увеличилась с 17579 рублей до 20139. В школе №76 и того больше – в октябре учителя получали в среднем 21019 рублей, а в декабре, с учетом всех премий, – 24256.
– Тем не менее если письма были написаны, значит, где-то есть недопонимание, – считает министр образования Ульяновской области Екатерина Уба. – С каждым директором в отдельно взятой школе, из которой исходила жалоба, была проведена работа. До каждого педагога нужно четко довести, каким образом, за что и когда начисляются деньги.
Впрочем, совершенно ясно, что одними беседами с руководящим составом школ обойтись не удастся. Губернатор дал ряд поручений, которые могут помочь учителям и понять, за что и как им платят, и получить свое, если они недополучают.
– В связи с имеющимися обращениями нам нужно развернуть работу телефонов доверия, – заявил на «Откровенном разговоре» Сергей Морозов. – Люди должны в любое время иметь возможность позвонить в министерство образования, чтобы рассказать о том, какова ситуация с зарплатами, и о других проблемах в школах.
Кроме того, в ближайшее время к жителям области по распоряжению губернатора подготовят обращение, в котором попросят их высказывать замечания по работе в отрасли образования. Это тем более актуально, потому что началась запись в детские сады и школы.
А до середины апреля сотрудники облправительства Ульяновской области проведут выборочный мониторинг в школах.
– Нужно проверить порядок формирования и уровень заработной платы в учреждениях образования, – распорядился Сергей Морозов. – В прошлом году мы уже проводили подобный мониторинг, и тогда в разных районах области выявили немало нарушений. Нужно не забыть проверить и качество школьных перевозок, к которым в последнее время тоже есть нарекания. По итогам мониторинга обязательно оповестим всех о его результатах.
Работа, между тем, уже началась. С пятницы стартовала серия кустовых совещании с участием директоров школ. Все до единой школы будут оповещены о том, в каком порядке повышать зарплату учителям, как регулировать эти изменения внутри коллектива. Директорам объяснят, что предпринять, чтобы все изменения заработной платы происходили по всей области в одном русле.
К слову, недопонимание могло быть вызвано и техническими изменениями в порядке начисления заработной платы, которые произошли совсем недавно.
– Поясню: систему оплаты труда просто привели в соответствие с нормами федерального и регионального законодательства, – говорит Екатерина Уба. – В новом положении формирование должностных окладов работников образования производится на основе базовых окладов с применением только одного повышающего коэффициента, учитывающего сложность выполняемой работы. Те коэффициенты, которые учитывают квалификационную подготовку и стаж педагогической работы, ранее формировавшие должностной оклад педагогического работника, теперь отнесены к стимулирующей части заработной платы.
Проще говоря, деньги, которые доплачивали исходя из стажа и квалификации учителя, перенесли из оклада в стимулирующую часть зарплаты. Но на общую сумму, которую педагог получает по итогам месяца, это никак не могло повлиять – она осталась неизменной. Безосновательны и опасения педагогов в том, что это может повлиять на размер оплаты больничного листа или, например, пенсии – в соответствии с федеральным законодательством эти суммы рассчитываются не по окладу, а по общей заработной плате.
– По этим изменениям нужны более серьезные разъяснения в каждом конкретном образовательном учреждении, – считает Екатерина Уба. – Эту работу мы сейчас ведем. Для того, чтобы убедить, что эта техническая правка ни в коем случае не повлияет на выплаты по больничным листам, приведу один пример: доплаты за работу в сельской местности, гимназии или детском саду являются и всегда являлись выплатами стимулирующего характера. И эти выплаты учитывались при расчете больничных листов или пенсий.
Пообещала министр открыть и «горячую линию» по вопросам образования. Причем появится она во всех муниципальных образованиях области. А по каждому конкретному случаю министерство должно разбираться индивидуально – с выездом в школу, разговором с директором и бухгалтерами. Учителя должны получать столько, сколько им обещают, и процесс начисления должен быть максимально прозрачным. А для этого нужно помогать и директорам, и бухгалтерам разбираться во всех финансовых тонкостях и нюансах.
Василий СТЕПАНОВ

в газете на правах рекламы