В деревне Дубки, после реконструкции купленной им деревенской избы, наглухо запил мой давний приятель, поэт Андрей Бобров.
Случилось это так. Следовало переделать избу: поменять старую тесовую крышу на шиферную, заменить два подгнивших снизу венца, обновить электропроводку и пробурить скважину для воды. Сделать все это, кроме скважины, напрашивались плотники-самоучки из соседнего поселка Чабры.
Однако мой гуманитарно подкованный приятель мастеровым мужичкам не поверил и решил нанять ремонтников из города по объявлению. Оно гласило: “Все виды работ по благоустройству домов, дач, коттеждей! Бурение скважин! Качественно! Быстро! Квалифицированные мастера!!!”
Приятель клюнул на слово “Квалифицированные”, набрал номер – и тут же в деревню прибыла строительно-монтажная группа. Добрые молодцы в фирменных комбинизонах, со значением на лицах, внушали не просто доверие, но и почтительное уважение. Бригадир подчеркнул: “У нас трудятся только профессионалы».
Работа закипела.
За две недели и крышу перекрыли, и венцы заменили, и электропроводку протянули.
Скважину пробурили с помощью какого-то электроагрегата на раме (“Ноу-хау! Последнее слово в бурении!” – многозначительно подчеркнул бригадир). Опустили туда пластиковые трубы, и выдал погружной насос некую белесую жижу…
“Раскачка идет! – объяснил начальник дипломированной бригады. – Все делаем по науке. Через неделю хрустальная водичка пойдет!”
Щедро расплатившись с мастерами, мой повеселевший приятель стал обживать дачу.
Однако радостные дни продолжались недолго. Огорчения начались с крыши: она протекла после первых же летних ливней. Выяснилось, что “дипломированные” кровельщики неправильно уложили шиферные листы…
Дальше — больше. Осенью вдруг стали трескаться стекла в окнах, потому что, как подсказали деревенские, под угловые венцы “мастера” не подложили фундамент. И изба снова пошла оседать.
Вода в скважине так и не появилась.
Но самую большую неожиданность преподнесла электропроводка. В зимнюю оттепель сползающий с крыши снег вырвал провода вместе с изоляторами.
“Ну кто вводит провод под крышу? – матерились соседи. – Каждый деревенский дурак знает: крепи провода к фронтону избы! А эти под скат крыши ввели!”
Далее следовали непечатные характеристики в адрес «дипломированных специалистов”. И сетования по поводу того, что хозяин не пожелал воспользоваться услугами умелых сельчан, среди которых были и плотники, и печники, и кровельщики — правда без дипломов.
Вот так неучи испортили жизнь хорошего поэта Боброва.
Однако дело не в частностях. Дело в том, что в нашей сегоднешней жизни все чаще и чаще встречаешься с так называемыми “профессионалами”, которые имеют весьма поверхностное представление о сути той работы, которой они решили заниматься. Раньше их называли простеньким, но точным словом — неучи. То бишь людьми, которые имеют весьма поверхностные знания и умение. Но некоторые документы о профпригодности их обладателей дают им возможность вполне безбедно существовать…
Это относится не только к так называемым “синим воротничкам”, то есть представителям рабочих профессий. Клеймом неуча ныне помечены многие представители инженерии, медицины, педагогики, лесоводства, рыбоводства и прочих сфер профессиональной деятельности…
Надо ли далеко ходить за примерами? Да загляните в творения многих наших так называемых журналистов, писателей, публицистов. Кроме скудоумия мыслей, в них поражает элементарная русскоязычная безграмотность. Еще лет двадцать тому назад они бы от стыда замолчали, а ныне ничего, “творят” себе на здоровье…
А вот иные примеры победного шествия неучей по российским просторам. Не проходит и дня, как в разных уголках страны, особенно в сельской провинции, по вине неумех-медиков, больные становятся инвалидами, а то и вовсе гибнут…
С забвением элементарных основ педагогики сталкиваются дети и их родители в школах. По вине горе-инженеров то и дело рушатся построенные здания.
Пилоты не способны четко и грамотно управлять самолетами (вспомните трагедии).
А незнание и нежелание постигать новые технологии? Взять тему, которая близка и знакома каждому россиянину: выращивание картошки. Больно смотреть как из года в год на приусадебных картофельных полях бьются люди, чтобы вырастить этот корнеплод. И все по-старинке — лопата, вилы, мотыга, грабли. А ведь давно появились и прижились в мире хотя бы те же голландские технологии, которые при минимуме вложений приносят максимальный урожай. Зато африканцы — и те полюбили голландские методы выращивания картошки. А у нас? Вспоминается, как в одном из районов Подмосковья несколько лет голландские агрономы пытались научить наших как надо растить картофель с минимальной затратой физического труда. Не вышло! Неучение оказалось сильнее учения!
Многие припоминают: в советские времена уровень квалифицированности и (главное!) ответственности работников любой сферы был гораздо выше нынешнего. Сегодня перечень аварий, трагедий, катастроф или просто житейских неурядиц, происходящих по вине неучей, можно продолжать до бесконечности.
Хочется понять: откуда вдруг, подобно саранче на полях, навалилась на нас эта напасть? Каковы причины, ее породившие? И что делать, чтобы хоть слегка минимизировать эту беду?
Наверное, не я один задаюсь этими вопросами.
Со многими приходилось обсуждать эти темы. Причины называются разные. Одни говорят, что все начинается с пренебрежительного отношения к образованию. Студенты перестают познавать профессию, и во многом потому, что их преподавателям некогда своими подопечными заниматься. Они на двух-трех ставках трудятся. Зарплаты даже у профессоров малы, ученым приходится работать в режиме нон-стоп, чтобы хоть мало-мальски прилично получать.
С этим мнением трудно не согласиться. Лично знаю вполне достойных ученых, которые говорили мне: “Зачеты и экзамены провожу, так прошу старосту собрать зачетки и автоматом ставлю всем “четверки” “. И вспомнилось мне, как в девятнадцатом веке в Казанском Университете на физмате , где постигал профессию Илья Ульянов, на семь студентов курса приходилось аж… одиннадцать прфессоров! Вот так грызли “гранит науки” в те времена…
Кстати, об учении в этом же университете сегодня. У меня есть знакомая дама, окончившая географический факультет. Преподает в школе.Знает, что река Волга впадает в Каспийское море.
Однажды я поинтересовался у нее: “А куда впадает Енисей?” Слегка призадумавшись, выпускница географии молвила: “Естественно, в Тихий океан!”
Я был ошарашен…
Но надо еще добавить и такую массовую болезнь нашей образовательной системы, как продажа дипломов – в вузах, техникумах, и во всех прочих учебных заведениях. А если представить, сколько мошенников развелось по России, кои заняты подделками любых документов и их продажей кому ни попадя – тут хоть караул кричи!
А наш менталитет?
Честно говоря, мы и сами частенько неучам потакаем.К поставщикам разнообразных услуг( образовательных, медицинских, строительных и прочих ) мы недостаточно требовательны. Судиться с ними часто не желаем, склонны прощать и забывать их нерадивость.леность, неряшливость в работе. Короче говоря, все тут сходится в одну (простите за сравнение) в некую мусорную кучу, в которой так тепло и уютно неучам…
Жан Миндубаев
P.S. “Нет профессионалов в своих делах, остались только “менеджеры”, по-русски – управленцы, а им всё равно чем управлятысборкой самолётов или выпуском велосипедов…