Изменение порядка расчета платы за коммунальные услуги – сегодня проблема №1 для жителей Ульяновска. Ранее утвержденные нормативы потребления тепловой энергии признаны незаконными судом, нормативы по холодной и горячей воде, водоотведению отменены областным министерством экономики, однако после исчезновения в платежках строки «ОДН» в некоторых случаях сумма квартплаты не уменьшилась, а, напротив, даже выросла. Почему? Этот вопрос мы задали директору Ульяновского филиала ООО «Региональный информационный центр» (РИЦ) Виктору Сакуну.
С ОДН, но вез нормативов
– По решению Ульяновского областного суда были отменены нормативы потребления тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН) в отношении домов, не оборудованных коллективными приборами учета. После этого от управляющих компаний были получены указания пересчитать платежи за отопление, начиная с 1 октября, то есть с начала отопительного сезона. В течение февраля это сделано. Но что получилось? В связи с тем, что произошел переход на ранее действующий норматив в 0,19 гигакалории на квадратный метр жилого помещения в год, в части домов малоэтажной застройки, у которых энергопотребление больше, чем в многоэтажных домах, произошло снижение, а в домах от пяти этажей и выше – рост. Иными словами, жители многоквартирных домов, где отсутствуют общедомовые приборы учета, стали платить столько же, сколько и в прошлом году с учетом 6-процентного повышения тарифа на тепловую энергию с 1 июля 2012 года. Каждый может это проверить, сравнив настоящую плату за тепло с прошлогодней, беря в расчет посезонную форму оплаты, то есть за семь месяцев. Кроме того, многие ульяновцы не оплачивали ОДН, считая их несправедливыми, и с начала октября на их счету копилась задолженность.
Соответственно, после перерасчета они не получили ожидаемого возврата денег, так как то, что им должны были вернуть, «ушло» в счет платы за тепло при возврате к прежнему нормативу.
Увеличение сумм в платежном документе объясняется также переходом на посезонную оплату теплоснабжения, как этого требует Постановление правительства РФ №354. За тепло мы платим теперь только в течение тех семи месяцев, что длится отопительный сезон (с октября по апрель), таким образом норматив составляет 0,0271 гигакалории на квадратный метр жилья в месяц (0,19:7). Сегодня, если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов прошлогодний платеж, потребитель имеет возможность оплачивать коммунальные платежи в рассрочку (так называемая реструктуризация задолженности). Однако, согласно Постановлению правительства РФ № 354, за предоставление рассрочки предусматривается взимание процента (абзац 2 и 4 п. 72 Постановления правительства РФ). Реструктуризация долгов осуществляется с приостановлением начисления пеней за просрочку платежей. Специальная комиссия из представителей районных администраций, Госжилинспекции, управляющих компаний тщательно рассматривает заявления потребителей и представленные документы и только после этого принимает решение.
Что касается начислений за ОДН по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, то в домах, не оборудованных коллективными приборами учета, они сняты в полном объеме, жильцам сделан перерасчет – это видно уже в февральских платежных документах. Там, где есть общедомовые при-боры учета, строка «ОДН» сохранилась, но теперь она рассчитывается не по нормативам, а путем распределения разницы в показаниях коллективного прибора учета, с одной стороны, и совокупности расхода по индивидуальным приборам учета и нормативного потребления (для тех квартир, где нет счетчиков) – с другой, пропорционально общей площади квартир. Отмечу, что больше всего непонимания, вопросов от людей вызывают именно эти начисления. Кто-то считает их несправедливыми, ведь получается, что добросовестные жильцы должны оплачивать перерасход, который возникает, например, когда в квартирах без прибора учета проживает больше людей, чем зарегистрировано. Но требования Постановления правительства №354 никто не отменял. Правильность таких расчетов подтверждается и Верховным Судом РФ в решении от 31.10.2012 года №АКПИ12-1277.
Чьи потерт?
– Виктор Алексеевич, а сами Вы как считаете, «платить за того парня» или за плохую работу управляющей компании, вовремя не устранившей течь в подвале, – это справедливо?
– Нет, конечно. Я уверен, что все погрешности должны быть ограничены жестким нормативом технологических потерь. Скажем, на уровне пяти процентов от общего объема потребления ресурсов. Все, что выше, должно возмещаться за счет управляющих компаний. Только тогда коммунальщики будут заинтересованы в принятии срочных мер по устранению и снижению потерь, энергосбережении: теплоизоляции труб, уменьшении циркуляции, установке приборов погодного регулирования, замене окон в подъездах и так далее. Нужно объяснять людям, что эти вложения окупятся в течение определенного времени. Кроме того, все же необходимо на федеральном уровне предусмотреть какие-то рычаги воздействия на тех собственников, в квартирах которых постоянно проживают незарегистрированные люди, побуждать их устанавливать индивидуальные приборы учета.
– Много вопросов возникает по поводу начислений платы за горячую воду. В некоторых случаях суммы зашкаливают.
– В некоторых домах, оснащенных коллективными приборами учета ГВС, действительно возникают проблемы. В первую очередь они связаны с отсутствием регулирующих устройств внутри дома. В зимний период ТЭЦ или котельная подает теплоноситель с температурой до 90 градусов. Эта вода предназначена для отопления, но она же поступает и в трубы горячей воды, хотя по нормативам ее температура должна быть от 60 до 75 градусов. В результате затраты в гигакалориях гораздо выше, чем нормативные, и платежи соответственно возрастают.
Министерством экономики Ульяновской области с 1 января 2013 года изменен порядок начисления платы за горячую воду. Отныне она складывается из трех компонентов: стоимость химически очищенной воды (ХОВ), стоимость гигакалории и норматива на подогрев этой воды (затраты в гигакалориях), необходимого для ее нагрева. Согласно этой методике, стоимость ГВС от 19 теплоисточников в Ульяновске сегодня варьируется от 83 до 120 рублей за кубометр. Вместе с тем в домах с непосредственной формой управления (поставщик ВоТГК), в домах УК «Фундамент» и в трех домах нового города (всего по городу – 207 домов) цена горячей воды доходит до 200 рублей за кубический метр. От жителей этих домов поступает масса обращений с просьбой разъяснить, как производится расчет платы за ГВС, но, к сожалению, сделать этого мы не можем. Дело в том, что все эти дома -с закрытой системой теплоснабжения, оснащены общедомовыми приборами учета, и расчет по горячей воде произведен коммунальщиками самостоятельно на основании показаний счетчиков. Методики Минэкономики Ульяновской области они в этом случае не придерживались.
Люди не выдерживают
– Но неужели РИЦ не может как-то повлиять на коммунальщиков?
– Полномочиями по проверке достоверности или обоснованности предоставляемых управляющими компаниями документов мы не обладаем. В соответствии с Федеральным законом №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не вправе мы и самостоятельно вносить какие-либо изменения. За этим должны следить комитет ЖКХ администрации Ульяновска, Государственная жилищная инспекция, советы домов. Если граждане считают, что тот или иной платеж необоснован или завышен, он вправе обязать свою УК дать обоснование. В случае, если услуга была оказана некачественно, собственник также вправе обратиться в УК с требованием произвести перерасчет. УК направит в РИЦ соответствующие указания, на основании которых мы в течение трех дней произведем перерасчет.
Здесь хочу отметить, что ООО «РИЦ» взяло на себя дополнительные обязательства по разъяснению гражданам порядка начислений за жилищно-коммунальные услуги. В отделах начислений на 27 участках РИЦ сегодня работают 210 сотрудников, которые объясняют происхождение тех или иных сумм. Кроме того, поступает множество запросов из судов, регионального министерства экономики, городского контакт-центра. В этом смысле мы выступа-ем в роли своеобразного буфера между населением и коммунальщиками, которые не W желают сами заниматься разъяснительной работой. А цифры-то идут от них, мы лишь формулы подставляем. Недовольство людей, весь негатив вынуждены принимать на себя наши операторы, хотя их работа -лишь принять деньги и выдать чек. В результате только с начала нынешнего года у нас уволилось 36 работников – люди попросту не выдерживают психологически.
Мы абсолютно открыты. С 19 марта у нас работает созданная по поручению губернатора Сергея Морозова специальная комиссия, которая состоит из представителей общественных организаций, министерства экономики, министерства энергетики и ЖКК области. Их задача – проверить правильность начислений за услуги ЖКХ по каждой из категорий жилых домов, в том числе и по горячей воде в тех 207 домах, в которых произошло ее резкое подорожание. Результатом их работы станет заключение, которое обязательно будет опубликовано в СМИ.
– Еще люди жалуются на очереди в кассах.
– Жалобы совершенно обоснованные. Но почему они образовываются? Если раньше одного человека мы обслуживали в среднем пять-семь минут, то сейчас на это уходит полчаса и более. Чтобы разгрузить участки, в прошлом году нами была разработана и запущена система «Личный кабинет», которая позволяет гражданам, не выходя из дома, не только просматривать начисления, оплату, но и вносить показания индивидуальных приборов учета, формировать различные справки. Услуга бесплатная. Чтобы ею воспользоваться, достаточно один раз обратиться в бухгалтерию территориального участка РИЦ и заполнить заявление. Человеку присваивается пароль, с которым он может заходить в свой «Личный кабинет». Кроме того, обладатели международных банковских карт имеют возможность, не выходя из дома, оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
Что скрывают УК?
– Как жильцы домов могут контролировать, на что идут платежи по «коммуналке»?
– Ульяновский филиал ООО «РИЦ» обслуживает 70 процентов населения Ульяновска, все крупные компании работают с нами. Мы работаем в рамках трехсторонних соглашений: денежные средства, оплаченные населением за коммунальные услуги, напрямую направляются ресурсникам. УК и ТСЖ не держат деньги на руках, что избавляет их от соблазна потратить их на какие-то другие нужды или вовсе «увести». Тем более что такие факты в Ульяновске имеются – в отношении руководства управляющих организаций возбуждено несколько уголовных дел.
Специально для тех УК, которые с нами работают, мы разработали и внедрили программный продукт «По-объектовый учет». Это единая база данных, куда мы заносим собранные платежи, тарифы, начисления, расчеты с поставщиками и так далее. В результате по каждому дому имеется информация, какие работы были произведены, кем, когда, на какую сумму и тому подобное. Создается полная прозрачность в расходовании средств. Ряд УК уже пользуется этой системой, и там гораздо меньше вопросов со стороны жителей домов. Другие – не торопятся. Им, судя по всему, есть что скрывать.
Беседовал Алексей КОВАЛЕВ

на правах рекламы