Недавно Законодательное Собрание Ульяновской области проголосовало за новый порядок проведения годовых отчетов региональных министров перед депутатами. Теперь министры будут отчитываться не на сессиях областного парламента, а на заседаниях его профильных комитетов. Первым новый формат отчетов опробовал комитет по бюджету, налогам и предпринимательству: на его заседании 20 марта о деятельности своего ведомства в 2012 году рассказал министр стратегического развития и инноваций региона Александр Смекалин. Какова отдача от инвестпроектов, заявленных в Ульяновской области? Насколько успешно действуют многочисленные региональные льготы, предоставляемые инвесторам, осуществляющим приоритетные и особо значимые проекты? Куда движется малый бизнес и какова его роль в экономике региона? Эти вопросы были подняты в ходе обсуждения на комитете.
По словам министра Смекалина, в минувшем году объем инвестиций в основной капитал предприятий нашего региона составил 72,9 млрд рублей (при планах 70 млрд рублей). По этому показателю область занимает второе место в ПФО. За 2012 год при реализации инвестпроектов создано 4609 рабочих мест, что тоже выше запланированных 3500. Было заключено десять инвестиционных договоров с крупными компаниями, начало реализовываться восемь новых проектов, было введено в эксплуатацию семь предприятий. Всего на разных стадиях реализации в Ульяновской области сейчас находится 110 инвестпроектов с суммарным портфелем вложений 135,5 млрд рублей. Планируемый эффект для областного бюджета 01 реализации всех проектов ожидается в сумме около 8 млрд рублей в год. Основными направлениями областной экономики, в которую вкладываются средства инвесторов, министр назвал автомобилестроение, агропромышленный комплекс, ядерные технологии, производство строительных материалов, коммерческую застройку, авиационную и легкую промышленность, станкостроение.
Смекалин отметил, что в Ульяновской области много делается для того, чтобы привлечь инвесторов, создать для них благоприятный деловой климат. Наш регион – один из немногих, кто ввел у себя стандарты инвестиционной привлекательности и старается им следовать. Областной бюджет вкладывается в инфраструктуру промышленных зон, с учетом того, что наличие там коммунальных сетей – серьезный аргумент для инвесторов. В 2013 году планируется продолжить строительство III и IV очередей инженерной инфраструктуры в промзоне «Заволжье», начать такие работы в Портовой особой экономической зоне.
Дополнительным катализатором привлечения инвестиций в регион, считает министр, должен стать Нанотехнологический центр, возведение которого завершается в промзоне «Заволжье». К лету планируется закончить строительство зданий лабораторного и двух производственных корпусов и 12 июня 2013 года открыть наноцентр.
Отчет Александра Смекалина был пронизан позитивом и оптимизмом, поэтому депутаты даже специально поинтересовались, а имеются ли какие-то минусы в стратегическом развитии областной экономики.
– Минус у нас один, – ответил министр, – зачастую не хватает ресурсов, чтобы своевременно обеспечить все проекты. Не успеваем, например, развивать инфраструктуру на должном уровне под перспективные проекты. Еще у меня просьба к Законодательному Собранию: продолжить совместную работу по привлечению средств в экономику региона. Введение региональных налоговых льгот – серьезное подспорье в этом деле.
Сейчас областное законодательство предусматривает целую систему льгот инвесторам, осуществившим свои проекты на территории области. Это снижение ставок на длительное время по налогу на прибыль, на имущество, транспортному и земельному налогам. А еще – предоставляются субсидии. Ульяновские льготы для инвесторов часто называют беспрецедентными. Так мы конкурируем с соседними экономическими зонами – в Тольятти, Елабуге. По словам Смекалина, налоговые льготы не сокращают налогооблагаемую базу региона: ведь без льгот часть инвесторов в Ульяновскую область просто не пришла бы. А раз пришла, то, наоборот, сулит дополнительные доходы в облбюджет: например, по итогам 2012 года налоговые платежи предприятий, приступивших к реализации приоритетных инвестпроектов, составляют более 7 процентов доходов областной казны на 2013 год. Или другой аргумент от министра стратегического развития в пользу поддержки инвесторов: на рубль бюджетных средств, вложенных в создание инженерной инфраструктуры промзоны «Заволжье», уже удалось привлечь 20 рублей частных инвестиций – это высокий показатель.
Тем не менее депутаты Законодательного Собрания к предоставлению льгот стараются подходить взвешенно, потому что любая льгота – это все-таки прореха в доходной части бюджета. Его можно в дуршлаг превратить, если переборщить с льготами. Недаром депутат Вячеслав Алексейчик на заседании комитета сказал:
– Нужен подробный отчет о том, какова отдача от льгот инвесторам, насколько успешно средства возвращаются в бюджет.
В целом бюджетный комитет регионального парламента одобрил деятельность министерства стратегического развития и инноваций в 2012 году. Общее мнение выразила председатель комитета Алсу Балакишиева:
– Объем годовых инвестиций в области вырос за время существования министерства до 73 млрд рублей – это огромный результат. Данное министерство хотя и молодое, но одно из тех, чье создание оправдало себя.
Несмотря на столь высокую оценку, Балакишиева приготовила для министра Смекалина серьезный «рояль в кустах» из трех острых проблем. Первая – в Таволжанке Карсунского района началось строительство птицефабрики на 150 рабочих мест, но потом инвестор якобы свернул свою деятельность, потому что не может получить кредит на дальнейшую работу.
Вторая проблема – многострадальный стадион «Спартак» в центре Ульяновска. Разрешение строительства на этом месте торгово-офисного центра было обусловлено тем, что инвестор обещал передать городу 4600 квадратных метров площадей под легкоатлетический манеж. Но сроки сдачи сорваны (предполагался декабрь 2012 года), работы заморожены, площадь под спортивные цели якобы уменьшилась. К тому же жители соседнего дома стали жаловаться, что реализация проекта в нынешнем виде начинает мешать их нормальному проживанию.
Третья проблема – перспективы развития речного порта и железнодорожного вокзала в Ульяновске.
Министр Смекалин дал такой ответ бюджетному комитету:
– Птицефабрика в Карсунском районе после завершения реализации инвестпроекта получит все положенные меры поддержки – как и предусмотрено областным законодательством. Мы разговаривали с инвестором: он в этом году готов возобновить работы. Сейчас решаем, как помочь ему с кредитованием. Центр с легкоатлетическим манежем на «Спартаке» – достаточно сложный проект, движется не теми темпами, как предполагалось. Действительно, был на два года заморожен во время кризиса. Сейчас работы там идут. Озабоченность депутатов я услышал: будем строже контролировать исполнение инвестиционного договора. Ворота города – речпорт и железнодорожный вокзал – нуждаются в совершенствовании. С РЖД мы обсуждали вопрос о включении ульяновского вокзала в их программу реконструкции. Начать намечается со следующего года. Решение по более эффективному использованию привокзальной площади пока не найдено – проработка вопроса продолжается. Речпорт сегодня – частная собственность. Ситуация такова: по грузовым перевозкам наработки есть, по пассажирским – пока нет.
При обсуждении отчета министра речь шла не только о крупных инвесторах и приоритетных проектах. Коснулись и малого бизнеса. Толчок к дискуссии о нем дал бизнесмен Исаак Гринберг, приглашенный на заседание. Он поинтересовался, как сочетаются стратегические успехи области с ухудшением самочувствия малого и среднего бизнеса, где падают объемы, сокращаются рабочие места, индивидуальные предприниматели сворачивают дело и уезжают?
– Не соглашусь с падением объемов, – ответил Смекалин, – хотя бы потому, что среди упоминавшихся 72.9 м/год рублей инвестиций в основной капитал в прошлом году половина – вложения представителей малого и среднего бизнеса. Отток работоспособного населения из Ульяновской области сильно преувеличен, наоборот, есть тенденция к возвращению. Уровень жизни в нашем регионе значительно вырос. А в связи с приходом в область новых крупных предприятий открываются новые возможности и для малого бизнеса в системе аутсорсинга. Ведь крупные предприятия не станут сами заниматься организацией питания, уборки, охраны, перевозок, ремонта, прочего обслуживания. Это – поле деятельности для малого предпринимательства, сопутствующего крупному бизнесу.
И все же факт остается фактом: за три месяца, начиная с декабря 2012 года, 3000 индивидуальных предпринимателей в Ульяновской области снялись с регистрации. Как неоднократно сообщалось, их в основном подкосил рост страховых отчислений в Пенсионный фонд. Куда же уходят эти бизнесмены?
– Из-за того, что 3000 индивидуальных предприятий завершили свою деятельность, областной бюджет потерял 70 млн рублей налоговых поступлений, – сказал директор департамента развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов. – Нельзя сказать, что эти люди куда-то уедут или совсем свернут свое дело. По нашим оценкам, до 40 процентов из них ушли в «тень», то есть будут продолжать работать без оформления. Чтобы исправить ситуацию, губернатор Сергей Морозов направил в Госдуму и Совет Федерации блок законодательных инициатив. В частности, предложено выделить группы совсем маленьких предприятий (с оборотом до 500 тысяч рублей) и для них оставить объем обязательных платежей на уровне 2012 года.
– Необходимо уделять внимание и оказывать содействие не только крупному бизнесу, но и малому, -подчеркнула Балакишиева. – Надо влезть в шкуру индивидуального предпринимателя, чтобы понять его, изучить, что ему требуется. Властям здесь предстоит много работы: вплоть до того, чтобы дойти до каждого и защитить деятельность малого и среднего бизнеса. Это – важная составляющая экономики региона.
Разговор о малом бизнесе был продолжен и после обсуждения отчета министра Александра Смекалина – ведь следующим с докладом о результатах своей работы выступал уполномоченный по правам предпринимателей Ульяновской области Анатолий Сага. Страсти разгорелись с новой силой.
По словам уполномоченного, малый бизнес в регионе испытывает на себя серьезное давление, его права часто нарушаются. За минувший год предприниматели чаще всего обращались к уполномоченному по вопросам аренды зданий и помещений (79 случаев), неправомерных действий должностных лиц (71), оформления прав на земельные участки (62). Сага считает, что наметилась очень опасная тенденция: сформировать негативное общественное мнение о предпринимательской деятельности, даже, возможно, с целью устранения конкурентов. Больше всего упреков у предпринимателей к чиновникам муниципальных образований. В Заволжском районе, например, незаконно был демонтирован киоск, в Ленинском предпринимательнице пришлось прекратить возведение киоска, которое велось правомерно. В Чердаклинском районе власти так выделили землю под строительство вокруг частного предприятия, что теперь к нему невозможно проехать. Предприниматель выиграл уже три суда, но реальная ситуация не меняется. Во всех этих случаях никто из чиновников не понес ответственности, и таких примеров сотни.
– Удивительно: множество структур нами создано по защите и поддержке малого бизнеса, различные механизмы, а нарушений в отношении него все больше, – отметила Балакишиева.
Председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания предложила уполномоченному по правам предпринимателей подготовить проект изменений по совершенствованию законодательства в сфере малого бизнеса, по дополнительной защите предпринимателей от произвола чиновников. Решено вернуться к обсуждению вопроса на одном из ближайших заседаний комитета.
Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания области.