В нашей стране существует стойкая закономерность, почти парадокс: дома и в столовой еду готовят из одних и тех же продуктов, но в первом случае почти всегда получается вкуснее. Хотя в системе общественного питания вроде бы трудятся профессионалы. Впрочем, человек сам вправе выбрать, где поесть – дома или в общепите. Однако в некоторых случаях этот выбор сильно ограничен: для учащихся во время школьных занятий, для больных, госпитализированных в лечебные учреждения, для инвалидов, престарелых, содержащихся в специальных интернатах. Как сегодня организовано питание в социальной сфере Ульяновской области? Каков его уровень? Хорошо ли кормят? Об этом шел разговор на «правительственном часе», состоявшемся на прошлой неделе в областном Законодательном Собрании.
Вместо столовых – центры
Сложившуюся картину депутатам представили по своим направлениям три профильных областных министра.
Министр образования Екатерина Уба рассказала о мерах, предпринимаемых для улучшения школьного питания. По ее данным, сейчас горячим питанием в школах региона охвачено 90825 учащихся – это 85,6 процента всех школьников. Средняя стоимость такого обеда колеблется от 14 рублей (в Цильнинском районе) до 50 рублей (в Ульяновске). Минобраз стремится к тому, чтобы охват школьными обедами или завтраками достиг 100 процентов обучающихся, так как это благотворно сказывается на здоровье растущих организмов и дополняет домашнее питание, делая процесс более регулярным в течение дня.
Уба сообщила, что в прошлом году была принята комплексная программа «Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений Ульяновской области» на 2012-14 годы, согласно которой школьные столовые должны превратиться в центры здорового питания. Основные направления на этом пути: совершенствование материально-технической базы, повышение квалификации персонала, улучшение качества питания и внедрение новых форм его организации. Процесс, по словам министра, уже начался. В 2012 году произведена модернизация школьных пищеблоков на сумму 29 млн рублей, что позволило оснастить новым кухонным оборудованием
33 образовательных учреждения. В нынешнем году на эти цели планируется потратить 30 млн рублей для 60 школьных пищеблоков. В полный комплект технологического оборудования входят пароконвектомат, четырехконфорочная плита, посудомоечная машина, электрокипятильник, овощерезка с протирочным механизмом, раздаточные линии, холодильная установка.
Новое оборудование должно использоваться с максимальной эффективностью, поэтому ведется работа по повышению квалификации кадров. В частности, в Ульяновске проходят мастер-классы с участием московских специалистов (например, по работе на пароконвектомате), организованы курсы усовершенствования для школьных поваров – в первую группу вошли 24 человека из разных районов области.
Для улучшения качества школьного питания, сбалансированности рациона разработано десятидневное меню, учитывающее энергозатраты детей и подростков в возрасте 7-11 и 11-18 лет. Применяются новые формы организации питания – свободный выбор блюд, витаминные, чайные и диетические столы. На базе пилотных школ в Ульяновске внедряется система безналичных расчетов за питание учащихся.
С чем «едят» аутсорсинг?
Сегодня областную сеть социального обслуживания населения составляют 28 учреждений – стационары для граждан пожилого возраста (дома престарелых) и инвалидов, реабилитационные центры для стариков и детей, дома-интернаты. В 22 из них организовано горячее питание. Как сообщил на «правительственном часе» министр тру-да и социального развития Анатолий Васильев, в детских учреждениях организовано шестиразовое рациональное питание, в учреждениях для старшего поколения – пятиразовое. В целом система, заявил министр, работает достаточно эффективно: сбалансированность, режим и качество питания регулярно проверяются, раз в квартал проводится опрос клиентов, в 2012 году на приобретение кухонного оборудования было выделено 1,2 млн рублей – по его состоянию вопросов нет. В шести учреждениях социального обслуживания есть свои подсобные хозяйства, где выращиваются овощи, зелень, и эта свежая продукция также идет на стол.
Министр здравоохранения Валентина Кара-улова, осветив особенности организации питания в лечебно-профилактических учреждениях, которое входит в лечебный процесс, особое внимание уделила аутсорсингу в этой сфере. Аутсорсинг (привлечение специализированной компании к непрофильной для организации деятельности) лечебного питания может стать решением тех проблем, с которыми сегодня сталкиваются больницы: устаревшие пищеблоки, поставка в них некачественных продуктов (договор с недобросовестными поставщиками в одностороннем порядке можно расторгнуть только по решению суда, что требует времени и затрат).
Сейчас из 59 стационаров и санаториев в Ульяновской области, в которых обеспечивается горячее питание, аутсорсинг введен только в трех. Это – Городская клиническая больница №1 (перинатальный центр), Центральная городская клиническая больница и Детская инфекционная больница. Готовятся документы по аутсорсингу питания еще для шести учреждений здравоохранения.
– В аутсорсинге питания в больницах мы сегодня идем методом проб и ошибок, – отметила министр Караулова. – Работа только начинается.
На федеральном уровне нет четкой регламентации процедуры выбора компании для аутсорсинга. Поэтому в конкурсах попадаются организации без опыта работы. Нужно разработать нормативно-правовые акты, позволяющие четко выбирать компании с высокой профессиональной квалификацией, гарантирующие качество предоставляемой услуги согласно стандартам. Ведь положительный эффект от аутсорсинга питания в больницах уже наблюдается.
Качество и доступность – во главу угла
Все депутаты ЗС, принявшие участие в обсуждении, так или иначе касались двух определяющих моментов: питание в учреждениях социальной сферы обязательно должно быть качественным и доступным.
– Задача стоит – охватить горячим питанием всех школьников, чтобы они были сыты и здоровы, – заявил председатель социального комитета ЗС Игорь Тихонов. – Нужен контроль за охватом, управление этим процессом. Сегодня стопроцентного охвата нет. В чем причина? Всем ли доступно школьное питание? На каком уровне его качество? И как зависит оценка работы руководителей образования от охвата школьников питанием? Найдя ответы на эти вопросы, мы сможем многое улучшить.
– Побывав в школах своего избирательного округа, я улучшений системы питания не увидел, – констатировал депутат Анатолий Еленкин. – Каковы критерии качества? Пища может быть сбалансированной, рациональной, полезной, но дети не едят, потому что невкусно. Значит, все усилия насмарку. Каким образом это контролируется? В здравоохранении тоже имеются свои отрицательные моменты: мне говорили, что в облбольницу до сих пор нужно брать с собой ложку и кружку, если тебя госпитализируют.
– Для школ должен быть установлен стандарт питания – здорового, полноценного, – убежден депутат Вячеслав Алексейчик. – Отталкиваясь от такого стандарта, мы реально увидим – хорошо кормим детей или нет? А по здравоохранению мое мнение таково: лучше бы сначала избавить главврачей от вопросов капитального ремонта как от более несвойственной функции, чем от организации питания. Оно все-таки – элемент лечения.
Депутата Михаила Горшкова заботит проблема поставки продуктов питания в бюджетные учреждения напрямую от местных сельхозтоваропроизводителей:
– Существующая конкурсная система закупки продовольствия приводит к тому, что выигрывают предложения с минимальной ценой, но зачастую сомнительного качества, к тому же от посредников. При этом сельхозпредприятиям региона сложно найти рынки сбыта. Устанешь искать, куда, например, реализовать молоко, хотя наш завод в Ундорах производит его немного. Нужна схема, которая поможет стыковать товаропроизводителей со столовыми социальных учреждений.
Конкретное предложение по организации питания в учебных заведениях внес депутат Габдулхак Мурзаханов:
– Сегодня 80 процентов учащихся профтехучилищ и техникумов – дети из малообеспеченных семей. На смешную стипендию 400 рублей они не могут питаться весь месяц. Проблему надо кардинально решать. Либо повысить стипендию до 4000 рублей, либо кормить учащихся начального и среднего профессионального образования бесплатным обедом раз в день. Давайте обратимся с соответствующим письмом в Госдуму РФ, может быть, найдем поддержку.
А Ростислав Эдварс предложил создать в Законодательном Собрании комиссию по социальному питанию, чтобы контролировать процесс его организации, в том числе порядок закупки продовольствия. Депутат также сообщил о готовящемся в Госдуме пакете законопроектов, где требования к поставщикам товаров и услуг (продовольствия в том числе) для госнужд будут детализированы – например, по опыту работы.
– Еще далеко не все сделано, чтобы организация питания в социальной сфере вышла на современный уровень, – подвел черту обсуждению председатель ЗС Борис Зотов. – 94-й Федеральный закон, регламентирующий заказы на поставку товаров, работ и услуг, создает много сложностей для руководителей бюджетных учреждений, когда они становятся заложниками недобросовестных поставщиков. Качество обедов, например, упало, а процедура отказа от услуги длительная и прекратить питание людей тоже невозможно. Что в такой ситуации делать? Или взять аутсорсинг в лечебных учреждениях: кто бы ни занимался там организацией питания, ответственность все равно возлагается по закону на главного врача. У него должны быть рычаги влияния на аутсорсера. Сегодня прозвучали предложения по совершенствованию социального питания – надо постараться их осуществить. И будем следить за опытом соседних регионов: возможно, там почерпнем что-то полезное.
Сергей ГОНЧАРОВ. Подготовлено при содействии Законодательного Собрания Ульяновской области.

в газете на правах рекламы