Обзор событий и прессы за начало апреля.

Многие заметили, что в этом году первое апреля прошло без традиционных массовых подколов. Видимо, либо ситуация не располагает к шуткам, либо уровень неоправданного веселья в стране и без того зашкаливает. Ульяновская область, как всегда, пытается оседлать федеральные тренды. Главную роль в скандальном пиаре региона играет сам губернатор Сергей Морозов.

Тайные встречи

После таинственного двухнедельного исчезновения Сергей Морозов вновь приступил к управлению регионом, однако завеса тайны по-прежнему покрывает реальный распорядок главы области. В понедельник в СМИ просочилась информация о встрече ульяновского губернатора с Владимиром Путиным. Однако сам Сергей Иванович написал в понедельник, что встречался в Москве с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой, а на сайте Кремля информация о состоявшемся разговоре появилась только в среду.

О намечавшейся встрече инсайдеры сообщали не один раз, но каждый раз информация не подтверждалась. И на прошедшей неделе накануне встречи также появился слив о её подготовке – злые блогеры писали, что эта встреча может оказаться последней. Комментаторы постфактум злорадствовали, что Путин наконец-то соизволил принять своего ульяновского подчинённого после нескольких неудавшихся попыток.

Другие комментаторы пишут об удачных для Сергея Морозова итогах визита. Из тем, которые обсуждались, известна только одна – развитие особой портовой зоны в Ульяновске. По словам губернатора, в нынешних границах она уже не может принять всех желающих резидентов и работников (там уже, якобы, трудится 5 тысяч человек). Президент обещал подумать о возможном расширении зоны, оговорившись, что другие авиастроители могут обидеться на недобросовестную конкуренцию со стороны ульяновцев. Что касается других обсуждаемых вопросов, то пока источники не подтверждают ранее просочившуюся информацию о сфере ЖКХ, музее СССР и других вопросах (тема дорог не обсуждалась). Чем вызвана такая таинственность и почему для некоторых СМИ эта тема стала одной из главных на прошедшей неделе?

Дело в том, что встреча с первым лицом – это почти мистический и точно сакральный акт для глав регионов. Они одновременно ожидают порки и надеются выторговать у Путина для себя какие-то преференции. От пропорций использования президентом «кнута и пряника» зависит дальнейшая политическая судьба губернаторов. В нашем случае встречу можно назвать удачной и вызвавшей, полагаем, у Сергея Ивановича эйфорию. Как доказательства благоприятных перспектив регионального лидера на этой неделе был запущен авиарейс Ульяновск-Уфа, о котором губернатор рассказывал Владимиру Путину, а питерские политологи оценили Ульяновскую область как самую политически стабильную в России. Так что с нашим губернатором мы будем вместе, как минимум, ещё до 2016 года.

Губернатор больше не ругается матом

Эйфория, которая на неделе охватила главу области, отразилась на его неоднозначном поступке, бурно обсуждаемом теперь по всей России. В субботу во время проведения «Тотального диктанта» Сергей Морозов предложил заменить текст Дины Рубиной на текст обозревателя Василия Пескова об Аркадии Пластове. Объяснением стала борьба за чистоту русского языка и солидарность в этом с неравнодушной общественностью. Противником текста Дины Рубиной оказался автор гимна области Николай Марянин, обратившийся к Морозову. Она, по мнению Марянина, слишком часто злоупотребляет ненормативной лексикой в своих произведениях.

Объяснение ситуации нашло и региональное минобразования. Выяснилось, в частности, что в ДК «Губернаторский» проходил вовсе не «Тотальный диктант», а финал некой областной акции. На всех остальных площадках, заявленных в рамках всероссийского диктанта, присутствующие писали со всей страной, как и положено, текст Рубиной.

Организаторы «Тотального диктанта» расценили поведение главы Ульяновской области как непозволительное и пообещали аннулировать результаты проверки грамотности в «Губернаторском». Самое сильное недовольство вызвало у них использование Сергеем Морозовым название «Тотального диктанта» для самопиара. Справедливости ради стоит заметить, что все собравшиеся в ДК шли именно на «Тотальный диктант».

Информация о произошедшем в Ульяновске казусе очень быстро разлетелась по средствам массовой информации и блогам, набрав за два неполных дня более двух тысяч комментариев. Среди комментирующих провластные блогеры и чиновники, которые полностью оправдывают действия Морозова как логичный шаг по борьбе со сквернословием. Политолог Дмитрий Ежов пошёл ещё дальше и увязал поступок губернатора с итогами встречи с Президентом и поддержку «консервативного поворота» в политике области и страны, поддержав этот поворот от имени Изборского клуба. Глава аппарата правительства региона Светлана Опёнышева заподозрила, что у организаторов диктанта есть конкретные коммерческие интересы, которые регион не обязан разделять.

Среди оппозиционно настроенных комментаторов поэт Дмитрий Быков, который отметил, что скоро текстами Пескова или самого губернатора можно будет заменить всю классическую литературу из-за применения классиками обсценной лексики или антиклерикальной направленности текстов. Ведущий Владимир Соловьёв усомнился в литературоведческих способностях Сергея Ивановича. А местные комментаторы напомнили главе региона его же публичную ругань в присутствии женщин.

Многим «показалось» также, что Морозов втянулся в скандал с антисемитизмом, выступив против текста Дины Рубиной, проживающей в Израиле. Правозащитник Игорь Корнилов усмотрел в поведении губернатора также и грубое вмешательство власти в дела гражданского общества.

Подводя предварительные итоги данной истории, скажем, что Ульяновская область как всегда в трендах. В России зашкаливает уровень абсурда, раздирающего общество. Невинная на первый взгляд ситуация с диктантом отвечает двум признакам современной жизни в стране: она не поддаётся рациональному объяснению и вызывает видимый раскол в обществе.

Битва за Венец
На прошедшей неделе депутат и коммерсант, руководящий мемцентром, Эдуард Шабалин дал интервью, в котором изложил своё видение досуговой составляющей жизни набережной Венца. Материал стал ответом на требования движения «Городская среда» и Дмитрия Ежова освободить Венец от кафе. Позицию общественности в итоге учли и городские власти при составлении окончательной схемы размещения летних кафе.

На взгляд Шабалина, летние кафе – это основа, вокруг которой должны выстраиваться все остальные элементы цивилизованного отдыха горожан на Венце. Он считает, что необходимо делать стационарные, красивые и цивилизованные кафе, разведя их на некоторое расстояние. Для этого он предлагает специальную систему отбора солидных рестораторов, которые готовы вложить деньги на условиях хоть и сезонного, но долгосрочного бизнеса. В завершение Шабалин пригласил всех к обсуждению на уровне муниципальной власти, оговорившись, что это лето мы уже проспали.

Дмитрий Ежов, раскритиковав интервью, написал: «Я не против кафе. Я за настоящую стратегию развития, которую можно выработать только в ходе реального обсуждения».

Не замедлил с высказыванием позиции и главный герой нашего обзора – Сергей Морозов: «Кабаков быть не должно. Однако полностью исключить торговлю на территории бульвара, считаю, нельзя, так как необходимость продажи прохладительных напитков, мороженого, сладостей для детей была всегда. Да и перекусить во время прогулки тоже нужно. Наверное, эта тема требует более конкретного обсуждения на уровне общественности, какого-то инициативного центра, который выступит с конструктивными предложениями. Предлагаю городским властям это обдумать».
Как видим, у всех участников дискуссии единая позиция.
На проходящей аппаратке губернатор уже назначил проведение совещания со своим участием по судьбе Венца.

Журналист Сергей Титов предложил расширить тему и посмотреть на нижнюю набережную, лицо города, которое в настоящее время сильно обезображено. Он предложил начать с того, что объявить набережную особой зоной и наложить временный запрет на выделение кому-либо каких-либо участков.

Согласимся с такой постановкой вопроса. Нельзя рассматривать отдельно Венец и окружающие его зоны. Весь центр города – это единый ландшафтный комплекс, который сформировался в 70-е годы. И сейчас подходить к его развитию нужно тоже в комплексе. К примеру, поговорили и забыли о восстановлении Парка дружбы народов. А ведь именно его запустение отрывает нижнюю набережную от центра города и позволяет осваивать её как пригород (раньше даже термин был для него – Баранья слободка!).

Для потенциальных участников дискуссии можем ещё предложить рассмотреть варианты использования огромной и неухоженной эспланады между площадями имени Ленина. Потренироваться, так сказать, в комплексном и стратегическом проектировании. Пока никаких реальных проектов никто кроме общественников не предлагал и не рассматривал.

Дискуссионный формат
Споры о судьбе Венца очень хорошо вписываются в рамки проекта «Стройка», который завершился на прошедшей неделе итоговой аналитической статьёй на Улпрессе. В ней обозначены основные проблемы строительной отрасли города и региона. Этим проектом Улпресса продемонстрировала новый формат экспертного обсуждения, который предлагается для аналогичных обсуждений по другим вопросам. Подборка спикеров проекта была весьма репрезентативной, а набор проблем и решений достойны внимания. Есть некоторые вопросы к интерфейсу обсуждения, но всё, как нам кажется, решаемо.

По совпадению на неделе прошло очередное заседание экспертного совета при губернаторе, однако из коротких сообщений об этом событии очень трудно понять, чем уже несколько месяцев занимается эта туманная структура. Улпресса уже сделала своё предложение всем экспертам поучаствовать в дискуссиях на портале именно в том формате, который был предложен для проекта «Стройка».

Улпресса готова использовать данный формат и для обсуждения концепции Венца параллельно с офф-лайн обсуждением.

Великий потоп
И в завершение – о погоде. Весна решила не наступать и сразу перейти к лету. В Среднем Поволжье установилась аномально тёплая погода. Растаявший снег стал водой, затопив луга и поля. Жители области постят фотографии залитых водой улиц и хвастаются резиновыми сапожками. МЧС двусмысленно предупредило ульяновцев о разливе Волги! Ожидать ли нам великого потопа?

Весенний потоп и грехи очень тесно связаны в Ульяновске. Смытые талой водой дороги – не грех ли?! И вот уже забрезжила надежда, что за дорожную мафию возьмутся федералы: в Новгородской области повязали на дорожных откатах целого замгубернатора. Но, как бы на местном уровне журналисты не поднимали эту тему, федеральные каналы в упор не видят Ульяновскую область, говоря о плохом качестве дорог. Местные блогеры шутят, что наши дороги уже просто не подпадают под рейтингование, так как их нет. Похоже, что правоохранители согласны с этим тезисом, так как ГИБДД уже закрывает некоторые из улиц для проезда. Тогда вопрос к полиции: а кто спёр наши дороги?

Похожий вопрос задают журналисты и в связи с весенним таяньем кардиологического корпуса первой областной больницы. Неделю назад из него были срочно эвакуированы пациенты. Министр здравоохранения Валентина Караулова долгое время отмалчивалась, не комментируя причины эвакуации. Сейчас специалисты установили, что трещинами здание пошло из-за того, что «происходит переувлажнение кладки стен». Как пишут наши комментаторы, надо было по программе модернизации здравоохранения построить навес над этим историческим памятником 1814 года.

ЧП в облбольнице стало поводом для региональных властей инициировать проверку других лечебных учреждений, где проводился ремонт. Неужели это фактическое признание того, что «модернизационные» деньги отчасти разворовали? В этом, к примеру, совершенно уверен блогер Симбилис, разместивший чудесную подборку фотографий о состоянии пострадавшего корпуса.

Если и впрямь разольётся Волга и накроет наш город, то все грешники, которые тырили общественные деньги, должны будут раствориться, как сейчас отремонтированные ими дороги и больницы. Вот такой невесёлый апрель.

Читайте Улпрессу. Становитесь главными героями обзоров.