30 марта исполнилось 60 лет Евгению Усерднову, одному из ярких художников Ульяновска, о работе которого еще 35 лет назад народный художник СССР, лауреат Госпремии СССР, академик, скульптор Олег Комов сказал: «Это ни на что не похоже». Усерднов представил в Музее современного искусства солидный «отчет» о своей творческой жизни 125 произведений.
Евгений Усерднов коренной ульяновец. Здесь родился, сюда вернулся сразу после окончания в 1975 году художественного училища. На первое время начинающего автора приютил у себя скульптор Олег Клюев: доверил Усерднову ключи от мастерской, раз решил брать инструменты для работы с камнем. Потом были годы «мыканий» по подвалам. Как любому другому художнику, Усерднову хотелось солнца и простора, но прежде, чем получить достойную мастерскую, он сменил несколько «подземелий», как назвал одно из прибежищ своего учителя гость юбиляра Виталий Борисов. Эти подвалы были настоящим испытанием для художника: из-за сырости его деревянные скульптуры и барельефы трескались, а затопление становилось настоящей катастрофой.
В свой юбилей Усерднов вспомнил историю, которую рассказывал мне при знакомстве более десяти лет назад. По видимому, именно она подсказала молодому скульптору, что он встал на верный путь быть неповторимым, уникальным. В начале 1980х годов 25-летний Усерднов и еще один ульяновский художник, Сергей Куликов, решили принять участие во Всесоюзной выставке молодых художников. Но, увидев огромное количество работ, привезенных со всей страны только в разделе «Скульптура», Усерднов решил не сдавать в выставочный комитет свой барельеф «Воспоминание о свадьбе». «Я был в шоке, мне стало страшно», признался он.
Между тем среди работ не было ни одной деревянной. Буквально за несколько часов до отправления поезда ульяновские художники все-таки пришли на заседание выставкома: по воспоминаниям Усерднова, в нем заседали сплошь корифеи советского искусства, среди которых был и знаменитый скульптор Олег Комов.
Объявили перерыв, и я вижу, что Комов идет прямо на меня, рассказал Евгений Георгиевич. Сергей толкает меня в бок и шепчет: «Показывай!». Я достал свою работу, Комов остановился и сказал, что работа интересна по композиции и по технике, и не классический рельеф, и не круглая скульптура, и что ее обязательно возьмут на выставку.
Усерднов предполагал, что его панно разместят в разделе «Декоративно прикладное искусство», но необычную работу, изображающую свадебное застолье в деревянной избе, оценили выше и отправили в раздел «Скульптура». Через год Усерднов узнал, что его произведение побывало в Ташкенте и Самарканде, и решил представить его на следующую Всесоюзную выставку, в которой приняли участие его коллеги Владимир Зунузин и Борис Клевогин.
Но, приехав в Москву, он никак не мог его найти. Оказалось, «Воспоминание о свадьбе» приглянулось искусствоведам, которые ни в какую не хотели воз вращать работу автору: они обнаружили за деревянным столом… своих родственников и знакомых.
Жанр барельефа, или панно, остается главным в творчестве Усерднова: будь то жанровые сцены вроде «Свадьбы» варианта той судьбоносной работы, «Стройки», изображения Италии, или букеты маков, калл, роз, или натюрморты с рыбами или дичью… Излюбленные образы обнаженные женские торсы и стволы деревьев однажды слились воедино в панно «Дриады». Есть и еще один повторяющийся мотив, завораживающий резчика извилистыми линиями грецкий орех. На вернисаже художник Анатолий Клюев сказал о «понимании дерева» Усердновым, а искусствовед Елена Сергеева о ненавязчивой философии, скрывающейся за декоративностью работ, о том, что в них показана природа, в которой люди не всегда главенствуют.
Сам юбиляр подчеркнул, что никогда не пытался никому подражать, был верен себе и искусству.
Усерднов не только талантливый скульптор, но и прекрасный педагог.
В детской художественной школе он работает вот уже 38 лет. Учит девочек и мальчиков скульптуре и переживает, что они не могут продолжить обучение этому мастерству в ульяновских вузах. Может быть, постоянное общение с детьми подталкивает художника к созданию произведений юмористических. Однажды школьница ре шила вылепить из пластилина балерин. Учитель удивился: они же не смогут стоять! А девочка заявила, что слепит балерин-толстушек. Несколько лет назад Усерднов стал вырезать миниатюры из мыла. Скульптурка «Бальное» словно воспоминание о той троице пышных балерин. А работе с мылом Усерднов научил своих воспитанников, и каждый из них может при случае сделать эксклюзивный подарок. Ученики, коллеги-педагоги, художники сходятся во мнении: этот скромный, немногословный человек светлая личность, и вместе с ним хочется поклониться каждому дереву.
Анна Школьная