На прошлой неделе чиновники областного правительства провели проверку в одном из магазинов «Пятерочка*» торговой сети «Х5 Retail Group», где нашли подтверждение жалобам жителей на плохое обслуживание, высокие цены и низкое качество продукции. В связи с этим было решено разработать стандарты для торговых сетей Ульяновской области.
На зашедшие на территорию Ульяновской области супермаркеты «Пятерочка+» люди жалуются уже давно
– выбор продукции невелик, цены ненизкие, а обслуживание ужасное. Такие же жалобы поступали и на другие супермаркеты – от «Дворцового ряда» до «Магнита». Проверка показала – многие сообщения от граждан действительно небезосновательны.

Не сдержали обещания
Проверяли в первую очередь «Пятерочку+». Визит в магазин на улице Минаева состоялся 4 апреля.
– В последнее время участились жалобы покупателей на снижение качества обслуживания в торговой сети «Пятерочка+», – сообщил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. – Несмотря на то, что это был плановый визит, спрятать все недостатки не удалось.
Нарушения действительно обнаружились. В частности, на прилавках лежала продукция с истекшим сроком годности.
– Среди нарушений, найденных в магазинах, были также завышенные цены на ряд продуктов, – сообщил министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.
– Кроме того, не соблюдаются правила розничной торговли, а продовольственные товары ульяновского производства представлены в ограниченном ассортименте.
Это, по сути, не является нарушением, но здесь правительство региона просто «надули». Когда «Х5 Retail Group» заходила на ульяновский рынок, руководители федеральной торговой сети заверяли чиновников: местная продукция будет широко представлена на прилавках.
– Речь шла о 48-50 процентах – такова была обещанная доля товаров ульяновских производителей, – рас-сказывают в пресс-службе регионального минсельхоза. – Но в итоге ульяновская продукция представлена скудно. Руководители сети обосновывают это тем, что их крупные распределительные центры находятся в Москве, Нижнем Новгороде, на Урале, поставки в магазины происходят оттуда, поэтому так низок процент местной продукции. Это, конечно, нас не устраивает.
Видимо, обещание, которое взял минсельхоз с «Х5 Retail Groups, было только устное. Конечно, об условиях, не прописанных в документах, в таком деле забывают раньше всего, поэтому очень трудно повлиять на раскинувшиеся по всему городу магазины – сейчас их уже 29. К слову, в переговорах минсельхоза в мае про-шлого года было поставлено и еще одно условие: сохранение персонала расформированных ульяновских торговых сетей. Судя по всему, и эта договоренность не соблюдается.

После молока проверят мясо
Эта проверка – лишь одна из немногих, проводящихся регулярно. Занимается этим в основном региональное управление Роспотребнадзора, а также не так давно созданная структура общественного контроля при министерстве сельского хозяйства. Качество продукции проверяет департамент ветеринарии – недавно, например, забрали на изучение сосиски из вешкаймского «Магнита». Проверки касаются не только торговых сетей.
– В настоящее время в рамках плана проведения ветеринарного лабораторного мониторинга качества продуктов питания отбираются пробы продукции, поставляемой в учреждения бюджетной сферы и торговые предприятия, – сообщают в пресс-службе минсельхоза. – Сейчас продолжается работа по дополнительной точечной проверке качества молока и молочной продукции, реализуемой в розничных предприятиях торговли.
Результаты уже есть: возбуждены административные дела против двух производителей – «Чердаклинского молокозавода» и «Красноярского молока» (Самара). Самарцы вообще распространяли, по данным экспертизы, контрафактную продукцию под ульяновским брендом.
Проверки коснулись и остальных игроков на рынке – проверяют молочную продукцию с помощью экспресс-лаборатории, которая показывает результат прямо на месте. После молока займутся мясом.
А пока губернатор поручил разработать стандарт по обслуживанию в сфере торговли. Это будет регламентирующий документ, которому по идее должны подчиняться все торговые сети региона. Одна беда: к этому стандарту торговцы могут и не прислушаться – скорее всего, документ будет носить рекомендательный характер.

Пестрая «Лента»
В скором времени на ульяновском рынке с большой долей вероятности появится еще один крупный игрок – гипермаркет санкт-петербургской сети «Лента». Как сообщают в министерстве сельского хозяйства, руководство этой компании пока никак не заявило о себе официально, но ульяновскую почву уже активно зондирует. Более того, на официальном сайте «Ленты» размещены вакансии на работу в гипермаркете Ульяновска – начиная с помощника директора и заканчивая технологом в пекарне, – всего 23 должности.
«Лента», скорее всего, будет строить новое помещение либо искать что-то очень крупное, так как направленность ее примерно такая же, как у «Ашана» и «Метро». Сейчас сеть питерских гипермаркетов раскинулась от Сургута до Петрозаводска, есть подобный магазин в Уфе и Тольятти.
Сергей ГУРЬЯНОВ