«Тотальный диктант», который прошел в России в минувшую субботу, неожиданно вызвал большой общественный резонанс, обитатели интернета даже разделились на два враждующих лагеря.
В Ульяновске текст диктанта на одной площадке, напомним, заменили из соображений борьбы за чистоту русского языка: вместо эссе Дины Рубиной предложили упражняться в грамотности на произведении журналиста Василия Пескова о художнике Аркадии Пластове. Мотивом такой замены стал тот факт, что Рубина в своих произведениях использует непечатную лексику. Это, как выяснилось, не одобряют многие языковеды и простые обыватели.
«Много шума из ничего»
Замена текста в Ульяновске задела организаторов акции «Тотальный диктант», они даже обнародовали специальное обращение. Однако эксперты считают масштаб «трагедии» надуманным. Акция затронула не так уж много россиян: только тех, кто на нее пошел. А главной в информационном пространстве она стала только благодаря искусственно раздутому скандалу. «Много шума из ничего» – вот то определение, которое, по мнению экспертов, характеризует ситуацию наиболее точно.
Главным аргументом обиженных организаторов стало то, что в придуманную ими акцию вторглись со своими правилами «посторонние люди» в лице региональной власти. Но многие политологи спешат расставить все на свои места:
– С одной стороны, это инициатива частная, зародившаяся в студенческом клубе новосибирского вуза, – объясняет политический обозреватель Антон Хащенко. – С другой, если честно смотреть правде в глаза, нереальная для такого масштабного воплощения в жизнь без очень серьезной поддержки органов государственной власти и бюджетных, прежде всего, образовательных учреждений. В целом государство в этом проекте было, как минимум, равноправным партнером.
Да и к тому же Ульяновск не стал единственным городом, отступившим от правил в проведении диктанта. В Казани «Тотальный диктант» не проводили вовсе из-за боязни политических распрей по его поводу, а в Ижевске на одной из площадок его написали на национальном языке Удмуртии.
Нарастающий как снежный ком скандал задел и самих организаторов. Выяснилось, что авторы, которые писали тексты для «Тотального диктанта» в последние годы (Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин и Дина Рубина), являются главными клиентами издательского дома «Эксмо». То есть получается, что при выборе ключевой фигуры для столь масштабной акции, возможно, имели место корыстный интерес и коммерческая выгода. Реакция общественников не заставила себя ждать: на имя генпрокурора России Юрия Чайки ушло письмо с просьбой проверить законность акции на предмет скрытой рекламы.
Пока «Тотальный диктант» не был так раскручен, тексты и авторство оставались классическими: началось все со Льва Толстого, «эстафету подхватили» Василь Быков, Редьярд Киплинг, Николай Гоголь.
70 процентов – за чистоту и красоту
Причины, по которым ульяновские власти отказались от текста, предложенного организаторами, нашли поддержку среди граждан.
Директор ОГАУ «Аналитика», социолог Дмитрий Соснин отметил, что последние соцопросы населения показали, что порядка 70 процентов респондентов поддерживают тренд на возвращение здорового консерватизма в образовании.
– Сейчас необходим возврат к добрым советским традициям в сфере школьного образования, – говорит Дмитрий Соснин. – То есть все лучшее, что было в советской школе, по мнению опрошенных нами ульяновцев, надо возрождать: школьную форму, дисциплину, уважительное отношение к педагогам, приоритет знаний над массовой культурой, чистоту и красоту русского языка. Другими словами, социология подтверждает, что эта идея исходит прежде всего, от самих жителей региона.
Независимые опросы на интернет-порталах показывают схожие результаты. Так, на одном крупном федеральном сайте за текст Василия Пескова в противовес эссе Дины Рубиной проголосовало 70 процентов посетителей.
Кстати, ульяновская инициатива по искоренению мата опередила на два дня подписание президентом России Владимиром Путиным запрета на использование нецензурной лексики в СМИ.
Мат как норма?
Шумиха в прессе по поводу общественной акции за грамотность докатилась и до Союза писателей России. Его члены не могли остаться в стороне, раз уж дискуссия вышла за рамки обсуждения достоинств и недостатков текста.
– По сути дела, пропагандируя ее (Дины Рубиной. – Ред.) творчество среди студенческой молодежи, организаторы диктанта тем самым ненормативную лексику утверждают как норму, – провозгласил секретариат Союза писателей. – В то время как «акция «Тотальный диктант», прежде всего, выступает за чистоту русского языка, за повышение культуры письма».
Также писатели обратили внимание на еще один противоречивый момент, упоминавшийся спорщиками о диктанте:
– В СМИ особый акцент делается на том, что Дина Рубина является гражданкой Израиля. Не думаем, что это обстоятельство следует принимать во внимание при оценке ее творчества.
Не усмотрели «национального вопроса» в сложившейся ситуации и представители еврейской общественности Ульяновска.
– Ну какой же губернатор антисемит? – удивился такой трактовке темы председатель Ульяновской еврейской общины Игорь Дабакаров. – Сергей Морозов очень многое сделал для евреев в регионе, да и не только для евреев. Нам нравится подход губернатора, и мы его поддерживаем. А все негодования на национальной почве по поводу выбора автора как раз и распускают антисемиты.
А самих участников «Тотального диктанта», которых многие хотели выставить пострадавшей стороной, удалось успокоить. Те ульяновцы, которые писали диктант по тексту Василия Пескова, не будут обижены – их результаты появятся на сайте Министерства образования.
Василий СТЕПАНОВ
в газете на правах рекламы