О том, как наймиты монополий отрабатывают свой хлеб.
Публикуя в номере за 2 апреля материал о том, что реальная стоимость тепла в Ульяновске в разы ниже, чем энергетики требуют с населения, мы, конечно, не надеялись вызвать вокруг этой темы бурную дискуссию. Все по-ульяновски, то есть как всегда: заинтересованные структуры хранят гробовое молчание – не подтверждают, но, что любопытно, и не опровергают.
Опровергнуть, наверное, и сложно. Сообщая об этом еще прошлой осенью, мы опирались на пример двух одинаковых квартир в доме в центре Ульяновска. Одна из них оборудована индивидуальным газовым котлом, от которого и отапливается, другая запитана от системы центрального теплоснабжения. И вот тогда мы увидели, что первая платит за отопление примерно в пять раз меньше, чем вторая. 2 апреля мы привели уже конкретные расчеты по дому на улице Гоголя (Верхняя Терраса), в котором счетчик накрутил в январе 2013 года тепла в пять раз больше, чем дом реально потребил. Все сошлось.
Отклики на материал появились на одном из ульяновских интернет-сайтов. В основном читатели с доводами статьи согласны. Есть и мнение человека, который живет в частном доме и обогревает его также газовым котлом. Автор удивляется, что должно-то быть вроде бы наоборот, ведь квартиру нагреть легче, чем отдельно стоящий дом, «у которого все стены наружные». Но есть и отклики типа «а вы поменьше курьерский бред читайте», на что этому умнику отвечают: «Мы не бред читаем, а свои платежки, в которых цены за тепло и горячую воду выросли не менее чем в два раза». Двукратный рост цен умник объясняет так: «В майской платежке за отопление будет ноль. Тоже визжать будешь – куда тепло дели? Посезонная оплата, а не выдуманный рост тарифов».
Подобного рода комментарии, скорее всего, проплачены, либо человек искренне не понимает предмета, о котором берется рассуждать. Переход с круглогодичной схемы оплаты отопления на посезонную при нынешних нормативах и тарифах означает платеж в 37 рублей за квадратный метр вместо 22, но не 55 и не 65, как насчитали счетчики в январе. Нормативы же с тарифами тоже завышены, причем тоже в разы и по той же причине, о которой сказано в нашем материале от 2 апреля. Причина – в схеме теплоснабжения, которая существует в городе с советских времен и в которой счетчики тепла не применимы, поскольку дают некорректные показания.
Детально к этой теме мы, наверное, еще вернемся (она того заслуживает), а сейчас напомню в двух словах, в чем суть. От ТЭЦ горячая вода для отопления (пока только о нем) подается не сразу в дом, а в так называемый тепловой пункт (ТП), где перемешивается с холодной и идет в дом или в несколько домов с температурой, скажем, в 85 градусов. Пройдя через домовую отопительную систему, часть энергии она отдает на обогрев помещений и возвращается на тепловой пункт охлажденной, например, до 50 градусов. На ТП в эту 50-градусную воду добавляется горячая от ТЭЦ, и вода возвращается в дом, где счетчик вновь фиксирует ее как 85-градусную. Иначе говоря, как если бы вся она пришла от ТЭЦ с температурой 85 градусов. Но это не так – 50-градусная пришла на ТП из дома и в него же возвращается. Это собственное тепло дома, которое циркулирует в его отопительной системе и оплачиваться не должно. Оплате подлежит только то тепло, которое добавляется в воду в тепловом пункте. Пока же жильцам продается и это тепло, и по нескольку раз (до пяти) собственное тепло их дома, что не просто несправедливо, но и незаконно. Вот это трюкачество и было вскрыто внедрением счетчиков. Без них трюкачество так и осталось бы для всех непосвященных тайной.
Сегодня понятно, почему при Советах тепло стоило копейки – брать за одно и то же по пять раз было тогда, вероятно, не принято или же просто не догадались. Существующая ныне система была введена при Чубайсе, когда он подминал под себя российскую энергетику. Современные теплотехники систему унаследовали, и в том, что она такая, они, в общем-то, не виноваты, но это не отменяет того факта, что она жульническая и что нужно добиваться ее кардинального пересмотра.
Василий МЕЛЬНИК