6 апреля в нескольких регионах страны, в том числе и в Ульяновской области, прошла акция “Тотальный диктант-2013”. Причём именно ульяновский флеш-моб практически всю уходящую неделю был, пожалуй, самым обсуждаемым не только в регионе, но и во всей России. “МП разбиралась во мнениях.
Всероссийская образовательная акция “Тотальный диктант” проводится с 2004 года. Суть её проста: сотни добровольцев по всей стране одновременно пишут диктант – примерно как школьники на уроках русского языка. Тем самым акция призвана “привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма”.
В этом году для диктанта выбрано произведение известного прозаика Дины Рубиной, этот текст писали участники акции по всей России. Однако у нас в области на некоторых площадках прямо перед стартом диктанта автор был заменён. Мотивом к такому “своеволию” стал тот факт, что Рубина в своих книгах порой пользуется непечатными выражениями.
В итоге автором тотального диктанта для ульяновцев стал писатель и журналист Василий Песков. Выбранное произведение повествует о творчестве нашего прославленного земляка, художника Аркадия Пластова. Казалось бы: акция прошла, и ладно. Однако…
Не успели ульяновцы написать “Тотальный диктатнт”, как многие тут же начали критиковать решение о замене текста. Встречались даже совсем уж нелепые намёки на антисемитизм. Дескать, текст в Ульяновской области заменили, потому что Рубина – израильский писатель. “MГ” обратилась к председателю еврейской общины в Ульяновске Игорю Дабакарову с вопросом, усмотрел ли он в решении губернатора антисемитский выпад.
– Эти обвинения – полный бред, – сказал Дабакаров. – В инициативе главы региона нет ни намёка на антисемитизм. Губернатор Морозов много сделал для ульяновской еврейской общины. Более того, только с его приходом к власти у нас в области появился Совет национальностей. Глава региона делает всё, чтобы люди всех национальностей и вероисповеданий жили в нашей области в мире, дружбе и согласии.
Отреагировали на дискуссию, которая уже вышла за границы Ульяновской области, и литераторы. На сайте “Российский писатель” (www.rospisatel.ru) даже было опубликовано следующее заявление: “Секретариат правления Союза писателей России… считает, что абсолютно прав губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, заменивший текст Дины Рубиной на текст Василия Пескова. Поскольку причиной замены текста диктанта стало то, что писательница Дина Рубина широко использует в своих произведениях ненормативную лексику. …В то время как акция “Тотальный диктант”, прежде всего, выступает за чистоту русского языка, за повышение культуры письма”.
А между тем, многие из участников обсуждения подметили, что авторы, чьи произведения выбирались для проведения “Тотального диктанта” последние 2-3 года, публикуются в одном издательстве. Справедливо задать вопрос: не используют ли всероссийскую акцию для рекламы книг крупного издательского дома?
Ажиотаж вокруг акции заставил задуматься и ещё об одном вопросе, о котором давно уже мало кто думает. Что вообще сегодня происходит с нашей культурой, не только разговорной? Об этом говорила и Тамара Дмитриева, заместитель председателя Законодательного Собрания Ульяновской области. “Тотальный диктант” вызвал очень много споров, это говорит о том, что акция не безупречна и подходить к ней, продумывать её надо более тщательно, – отметила в своём интернет-блоге Тамара Александровна. – Я понимаю и разделяю позицию губернатора, она обусловлена одним словом: наболело! В обществе потребления духовность не в почете: что читает наша молодежь, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит? Да и старшее поколение, увы, недалеко ушло. Мы покорно и без разбору “едим” все, что навязывают нам телеканалы, интернет, низкосортные газеты. Отсюда и желание изменить эти правила. Попытка напомнить о том, что наша страна богата талантливыми, духовными людьми”.
К слову, последние социологические исследования, которые проводились среди ульяновцев, показали, что 70% населения вообще поддерживает возвращение к советским традициям в воспитании и образовании, где ключевую роль играло уважение к своей истории, к своей стране. Странно, кстати, что во всей этой дискуссии вокруг “Тотального диктанта” не участвовали коммунисты, которые обычно яро радеют о советском прошлом.
В итоге же дискуссия о “Тотальном диктанте” вылилась в полемику о том, насколько позволительно использовать нецензурную лексику в повседневной жизни, в нашей речи, в литературе, в СМИ. Здесь, кстати, губернатор Морозов своим решением о замене текста поддержал федеральных законодателей. Буквально через два дня после проведённой акции Президент Путин подписал принятый Госдумой закон, запрещающий использование мата в СМИ.