В адрес «СК» пришло любопытное письмо от бывшего учителя французского языка, выходца из педагогической семьи, ульяновца Евгения Львовича Кавалерова. Суть его рассуждений на тему просвещения и образования сводится к тому, что обязательное образование нужно ограничить начальной школой.
«Ура, колхозы
Просвещение, считает Кавалеров, есть подготовка молодого поколения к жизни. Тогда как образование, по его мнению, – лишь «бумажка», свидетельствующая о том, «что ты отсидел (очевидно, в школе. – Ред.) какое-то количество лет и тебе нарисовали какие-то циферки по набору учебных предметов».
Опираясь на свой опыт и опыт родителей, всю жизнь проработавших в школе, Евгений Львович сравнивает разные периоды в развитии российского образования. До 1958 года обязательное образование было начальным, охватывало учеников в возрасте от 7 до 12 лет, и дети, не усвоившие программу, шли работать в колхоз. Например, одноклассник брата Кавалерова в каждом классе учился по два года. С трудом сдав экзамены за начальную школу, он радостно воскликнул: «Теперь я пойду работать в колхоз!!!». С введением обязательного семилетнего образования ситуация изменилась, по оценке Кавалерова, в точности как в крылатом выражении премьер-министра РФ Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Согласно классным журналам родителей Кавалерова, Льва Леоновича и Марии Ивановны, успеваемость в конце 1950-х – начале 1960-х годов была не выше 60 процентов. Причина, по мысли автора письма, в том, что в 6 классе дети сталкиваются с рядом предметов, в том числе с алгеброй, которые не могут усвоить. Тем не менее они должны посещать школу, где мешают учиться способным ребятам. После 8 класса их «выталкивают» из школы в ПТУ или на работу, но к этому времени подростки уже привыкли к ничегонеделанию.
Обязательное образование должно быть начальным, доказывает Кавалеров. И приводит в пример своего ученика-семиклассника. Мальчику не давались алгебра и французский язык, но у него были золотые руки: пацан был при-рожденным токарем. По идее Кавалерова, после начальной школы или, максимум, пятого-шестого классов треть учащихся нужно отправлять на профессиональное обучение. Принимать такое решение должен совет, собранный из представителей отдела образования, администрации местного органа власти, учителей и родителей, как это происходит во Франции. После получения рабочей профессии, допускает Кавалеров, ребята могут вернуться в школу, закончить восьмилетку и сдать экзамены.
Профориентация остальных, способных к обучению в школе, детей должна произойти тоже по окончании начальной школы. Дальнейшее образование стоит давать узко по направлениям, оставив в программе обучающегося биологию и химию или математику и физику и так далее. Остальные предметы должны быть факультативными, кроме русского языка и физвоспитания. По окончании школы по результатам экзаменов выбранного еще в пятом-шестом классе профиля выпускник может быть зачислен в вуз. Эта система значительно сузит круг специальностей для выпускника, который по завершении обучения будет работать по профессии, «а не метаться в поисках непонятно чего». Ибо при существующей системе поступления по результатам ЕГЭ, полагает Кавалеров, выпускник «бросается в непонятно какой университет, потому и специалисты получаются так себе».
«Царь был дурак»
Не беремся комментировать мнение учителя, в течение 12 лет проработавшего директором школы. Читатель сам сделает вывод, справедливо мнение Кавалерова или приведенные им слова лидера СССР Никиты Хрущева: «Все дети рождаются одинаковыми, поэтому могут учиться и получать высшее образование». Приведем лишь интересные подсчеты, которые он сделал в пример того, как «растут» учительские зарплаты. Так, учитель начальной школы в 1910 году в месяц получал 30 рублей, на которые мог купить 3780 килограммов картофеля или 28 килограммов сливочного масла, 107 килограммов говядины или 97 килограммов свинины. Сегодня учитель на минимальную зарплату в 6500 рублей может позволить себе 325 килограммов картофеля или 54 килограмма сливочного масла, 33 килограмма говядины или 43 килограмма свинины. Получается, что в царские времена учителя жили гораздо лучше. «Только сливочное масло было дороже, – пишет Евгений Львович. – Но не будешь же все время есть бутерброды с маслом. Как говаривала тетушка моей жены: «Царь-то был дурак, а калач-то стоил пятак!».
– Притчей во языцех стала средняя зарплата учителей, – рассуждает Кавалеров. – Вы, господа правители, танцуйте от минимальной зарплаты учителей. С сегодняшней бухгалтерией в школе директор и его приближенные хапают все премиальные, а учителям остаются баллы – палочки-трудодни, как в былые колхозные времена. Последние события показали, что государству наплевать на учительство. Деньги на повышение зарплат учителям, медикам, работникам культуры угроблены на Сочинскую Олимпиаду, универсиаду и подготовку к чемпионату мира по футболу, списаны на прощенный Ираку долг в 12 миллиардов долларов…
Анна МИХАЙЛОВА