Я – из поколения тех, кто помнит тех, кто видел Ленина.
Большей частью по некрологам на первой полосе газеты «Правда».
А еще я помню, как строили Ленинский Мемориал. Мы с родителями еженедельно проезжали мимо стройки на трамвае по пути в сад. Его построили и открыли в 1970 году к 100-летию вождя и учителя. На открытие приехал Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, и мы его с восторгом встречали, размахивая флажками, стоя вдоль Московского шоссе. И, по-моему, я разглядел его брови и шляпу. Хотя, зачем бы ему была нужна шляпа внутри правительственной «Чайки»?..
Я учился в 1 классе обыкновенной школы. Но класс был не совсем обычный. Жизнь била ключом. Мы пели, плясали, ходили строем и декламировали стихи. Нас снимало телевидение. За камерой стоял молодой телеоператор Юрий Старостин с ухом, подвернутым черным наушником, и был крут.
Короче говоря, на торжественном концерте, посвященном открытию Мемориала, мы тоже плясали какой-то танец счастливого детства. Этот танец, если ничего не путаю, придумала и поставила мама моего одноклассника Ромки Якимова и будущего областного министра образования Екатерины Владимировны Уба. Правда, Кате тогда было полгода. Но это так, к слову…
Сказать, что я гордился тем, что прыгаю по совершенно роскошной сцене, а на меня смотрят из зала Брежнев со Скочиловым, — это не сказать ничего. Меня пёрло! Единственное, что слегка омрачило радость, — я потерял капроновый бант самой красивой девочки в классе, и меня за это чуть не растерзали. Бантов в стране уже не хватало…
Мемориал был для горожан чем-то, вроде Кремлевского дворца съездов и Кафедрального собора одновременно. Место во всех смыслах святое. По его паркетам полагалось ходить в суконных бахилах, которые выдавались при входе, разговаривать надлежало шепотом, а старушки-гардеробщицы с сиреневыми волосами священнодействовали, принимая и выдавая пальто.
На сцене Большого зала выступали особо народные артисты Советского Союза. Там проходили самые значимые партийные мероприятия, на которых мы частенько присутствовали в разделе «Вас приветствуют юные пионеры!».
На территории Мемориала действовал пионерский пост №1. В качестве одного из его стояльцев припоминаю Славу Прунова – нынешнего продюсера телеканала РенТВ…
В общем, Ленинский Мемориал был местом строгим, сакральным. Возле него, а, тем более, внутри полагалось благоговеть…
Так продолжалось довольно долго, но где-то с начала 80-х начали проявляться некоторые черты вольницы. Сначала исчезли суконные бахилы. Потом на сцене стали проходить студенческие сборные фестивали. А студенты – народ легкомысленный. И хотя над такими концертами трудились суровые местные режиссеры-постановщики Яков Борисович Герцкин и Виктор Владимирович Чихалёв, бунтарский сквознячок уже продувал святые помещения. После одного из таких гала-концертов парторг политеха интересовался, какой идеологический смысл я вкладывал, когда пел вместе с кубинцами из Центра гражданской авиации «Гуантанамеру», вырядившись в украинские шаровары. А я просто не успел переодеться…
Мемориал всегда был основной репетиционной и концертной площадкой Ульяновского симфонического оркестра. Того самого, который сейчас принято называть отвратительной аббревиатурой УГАСО, и те, кто это придумал, несомненно будут гореть в аду.
Однажды у оркестра появился молодой главный дирижер Андрей Борейко. Кстати, сейчас он – художественный руководитель и главный дирижер сразу двух симфонических оркестров: Дюссельдорфского симфонического оркестра и Национального оркестра Бельгии. Так вот, Борейко придумал музыкальные вечера, в которых сначала звучала рок-музыка (правда в записи) с цитатами из классики, а следом играл симфонический оркестр. Так под сводами Большого зала Ленинского Мемориала зазвучали Emerson, Lake and Palmer с «Картинками с выставки» Мусоргского, Стинг с репликой Прокофьева из «Поручика Киже»…
И, наконец, состоялся концерт настоящего живого Кена Хенсли, лидера легендарной Uriah Heep. И играл он на настоящем органе Hammond B3!..
Между Борейко и Кеном Хенсли Мемориал ремонтировали, заменили кресла в Большом зале. В результате старые кресла переехали в «Тарелку» УлГТУ, где они до сих пор и стоят.
Во время ремонта латунные поручни Мемориала обматывали флагами СССР, чтобы не поцарапать. И один из них я спёр для юной англичанки, которая приехала в Ульяновск совершенствовать свой русский язык. Естественно, первым делом она выучилась пить водку залпом и материться…
Можно припомнить здесь же и попытку Марата Гельмана создать на площадке Мемориала Музей кино. Очень жаль, что не случилось!..
Так или иначе, десакрализация Мемцентра идет полным ходом. Его активно обживают всё более молодые, беспокойные и раскрепощенные люди. Бабушки-служительницы держатся из последних сил, но на их лицах – растерянность, и старушек немного жаль. Музей СССР, план создания которого одобрен президентом, вряд ли на что-то повлияет в плане обретения былой степенности, размеренности и полусонного местопочитания…
Некую символическую черту, сам того не подозревая, подвёл на последней «Стачке» нынешний триумфатор, отец и главный дирижёр проекта Ecwid Руслан Фазлыев, когда со сцены Большого зала Ленинского Мемориала громка и отчетливо в микрофон сообщил: «П…ц, безнадёжен!»
Разумеется, он имел ввиду нечто другое, сугубо айтишное.
Но я его понял, как надо.
Роллинг
Браво! Зачитываюсь Павловым на “ДО”. Почему другие тексты Михаила не выходят на улпрессе?
Админ
Для нас тоже открытие. С ним согласовали-теперь будут.
Роллинг
Так незаметно товарищ Малых стал открывать местные таланты и задавать повестку. Но молодцы, что в итоге договорились. Таких, как Павлов единицы, должны как можно больше людей читать, тексты для действительно думающих людей.
Роллингу
таких как Павлов, вообще нет в медиаполе ульяновска!!! его тексты читаются на одном дыхании, не оторваться.
могу предположить (с большой долей вероятности и с огромным сожалением), что Михаилу в скором времени могут предложить место спичрайтера губернатора! поскольку достойную замену ушедшему осипову до сих пор так и не нашли.
хотя даже Осипов – это далеко не Михаил ..
Роллинг
Если и предложат, то надеюсь, ответ Павлова будет состоять из 3 слов, одно из которых сейчас уже нельзя употреблять в СМИ
Роллингу
)))))))))))) да, ужжж, надеюсь, что реакция Михаила будет именно такой!
Но в наше время люди умеют уговаривать других людей, особенно тех, кто им очень очень нужен (( особенно в такой ответственный отрезок времени (до 8.092013).
Михаил Павлов
Насчет спичрайтера – это вряд ли! Морозов меня в твиттере забанил
Роллингу
не может быть!!!!!! я думаю, что для вас это не очень большая потеря!!! )))))))))))
Михаил Павлов
Ну, разумеется, нет. Я совершенно не владею их терминологией
Виталий Ахмеров
С морозовским “неприятием мата в письменной речи” – путь для Вас в спичрайтеры заказан:)
Михаил Павлов
Да и в Дины Рубины – тоже. Завис между небом и землей (обетованной)
Михаил Антонов
Миша,…..! …..и ты тоже…….
Михаил Павлов
Да, Диме спасибо. ) Там есть еще Наташа Иост, Сережа Гогин, Маркетолог, которого я не люблю, но пишет он очень хорошо.
Михаилу
какой слог! какая стиллистика, глубина осмысления! особенно импонирует манера повествования автора – лёгкая, абсолютно не пафосная, и ничего не имеющая с большинством негативных материалов ульяновских псевдожурналистов, натужно измышляющихся (хотела написать другое слово начинающееся на испр…, но побоялась обидеть культурных людей) на тему “как хорошо было в те годы, и какое г-но мы наблюдаем сейчас (извините, не удержалась)!!!
текст читается так, как будто это твои мысли уже кто-то переложил на бумагу!
спасибо, Михаил
ога
да. хорошо написано.
Роллингу
чем-то напоминает раннего пелевина, нет?
Ветеран
Михаил Павлов! Большое Вам СПАСИБО!
Михаил Павлов
Вам спасибо.
Ежов
От текста веет свободой. Чем и понравилось. Роскошь взгляда над. Мало кто может себе ее сегодня позволить.
Роллинг
Точно! Именно дух свободы стал выгодно отличать Диван от Улпрессы. Являясь вашим постоянным читателем уже 6 лет, с радостью констатирую, что первый шаг для перепозиционирования портала Вы сделали.
Хе хе
Да поняли уже все что Роллинг это Малых и есть) Но отпиши еще себе рекламки)
Михаил Павлов
Дима, моя свобода зиждется на безответственности )
Пуаро
Статья понравилась, надеюсь, новые не за горами.
Михаил Павлов
Буквально в паре кварталов )
Грубиянов
классный текст. Почему я раньше не читал Михаила Павлова? зачитался сейчас
Михаил Павлов
Все мои колонки – на другом ресурсе.
Горожанин
Государства терявшие веру, вместе со смыслом жизни и благоговейность, к сакральным местам, теряли ВСЕ! Мем центр это код времени. Пока не понятый и не разгаданный. За тему с размышлениями – СПАСИБО!
Михаил Павлов
“Мемцентр – код времени”.
Безусловно так. Более того, он совершенно порясающий и скорбный памятник тому Симбирску, который еще был вполне жив до 1968 года. Который разрушили, чтобы на его месте и поставить Мемориал человеку, в память о котором, возможно, и надо было сохранить Венец в первозданном виде.
А то, что происходит такая постепенная десакрализация места… Ну что ж! Это, вероятно, неплохо, что – постепенная. История нашей страны показывает, что десакрализация может иметь и более радикальный и даже взрывной характер. Например, взорванные Советской властью церкви.
Поборник свободы
Будем надеяться, десакрализация пойдет не по сценарию 90х-00х с их барахолками
Михаил Павлов
Кстати, вот, не совсем, чтобы апдейт, но тоже прекрасно и поучительно. http://mikhail-pavlov.livejournal.com/13424.html
Горожанин
И правда. Сублемировался 2 раза!
Суфле
Лёгонько, складненько, циничненько, современненько.
Михаил Павлов
Вот и ладненько
Авессалом Изнуренков
Чудно, чудно, ах, ах! Скажите, а действительно в этом мемцентре был самый лучший кинозал во всем Поволжье? Ах, ах! А теперь, говорят, в том мемцентре стриптиз и торговля шубами? Чудно, чудно, ах, ах, десакрализация!
Михаил Павлов
“Шаляпин пел. Горький писал большой роман. Капабланка готовился к матчу с Алехиным. Мельников рвал рекорды. Ассириец доводил штиблеты граждан до солнечного блеска. Авессалом Изнуренков — острил.”
Ага
А Павлов плясал и умилялся десакрализации. То бишь стриптизу с шубами и Гельману с дерьмом.
давно пора
Спасибо, Михаил, нет слов!
Какие слова
Когда “прет”!
ГЛАЗ
Из темы: ” А вот раньше! А вот былоооо. А трава зеленее, а небо синее.”. Да скучно было, убого и безнадёжно. И те , кто захватил Мемцентр не из Гандураса к нам приехали. А такие же комсомольские скоты, которые мечтали сделать карьеру, а потом урвали бабла, свалившегося на них. Их дети , избалованные и циничные, сейчас и поганят культуру, гробят моральные ценности. Не варяги нас разоряют. Уродов вырастили уроды, которые прятались по своим “пещеркам”. Для мелодраматической линии привлечены медийные герои 90-х. К чему? Показать, что тогда они были чистыми и искренними? Да , всегда они были такими , как и сейчас- кто хорошим, кто плохим. Сейчас стало модным вспоминать “совок”. Великую Отечественную. Возводя в ранг легенды, вы опошляете и то и другое ( не Вы, конкретно Михаил, а вообще- поколение, родившееся в 60-х. ). Ну надоело. Правда. Менторство это. Нынешнему поколению наплевать на воспоминания. У них всё просто : ” Тачка, бабки, статус есть? Нет? Свободен”.
p.s. Пора заканчивать эпосы на тему ” Мы ещё помним великие времена!”. Никогда не было этих великих времен. Потому что у каждого поколения они всегда свои.
А текст , да- хороший. Пишите ещё. Спасибо.
Михаил Антонов
Когда нибудь откроют личико эти призрачные никоблюды тихушники? А то создаётся впечатление что имеешь дело с Гюльчатаями – откроют личико , а там крокодил….
Сидоров-кассир
Такие же люди, без претензий на славу и на значительность в медиа. Крокодилы сидят в зоопарках, Гюльчатаи – в кине…
Вот поколение 30-40-х продавало родину за гаражи, как сказал один герой Рязановского фильма “Гараж”. Поколение 50-60-х продавало родину за Юрай Хип, как написал Павлов. Поколениям 80-х-90-х передали родину униженной, обобранной, вымирающей. Теперь они хлебают полной чашей, жаль молодых особенно. С сегодняшней расхожей формулой “деньги-статус” родина далеко уедет. Хорошо еще не перевелись Русланы Фазлыевы, может быть, им что-то удастся сделать путного для родины.
Михаил Павлов
Фазлыев как раз менее всего похож на государственника.
Сидоров-кассир
Ну и слава Богу. Дело не в ярлыке, государственник-негосударственник, патриот-непатриот, важно что он реально делает. Без всякой патетики.
Едкий
Михаил, как вам в патоке? Не липко?)
Михаил Павлов
Это не моя проблема