Бюджет Ульяновской области вошел в десятку самых дефицитных бюджетов российских регионов. Чтобы залатать дыры в казне, власть вынуждена занимать деньги на рынке и все глубже залезать в долги.
Как отмечают в Минфине РФ, в 2012 году исполнение бюджета Ульяновской области ухудшилось. Обязательства, связанные с повышением зарплат бюджетникам, плюс замедление темпов роста доходов привели к увеличению текущего бюджетного дефицита. Проще говоря, расходы – прежде всего выплата зарплат – начинают превышать доходы, которые область получает от налогов и других отчислений в бюджет. Поэтому региональные власти вынуждены решать задачу в рамках текущего бюджетного года. По итогам прошлого года соотношение дефицита и дохода бюджета Ульяновской области достигло 14,9 процента – в антирейтинге субъектов по этому показателю мы занимаем восьмое место. Но, как оказалось, и это не предел. С начала нынешнего года государственный долг области начал нарастать ускоренными темпами и к 1 марта достиг 8,85 миллиарда рублей, что составляет уже 30 процентов от общего объема доходов казны. Для сравнения, в 2010 году долг составлял два миллиарда рублей, а в 2008 году – всего 60 миллионов.
Самым крупным должником среди муниципальных образований области является Ульяновск. Согласно утвержденной программе муниципальных заимствований, в этом году город планирует привлечь кредитов на общую сумму 971 миллион рублей, после чего бюджетный долг увеличится с нынешних 1,25 миллиарда рублей (18 процентов от общего дохода казны) до 1,6 миллиарда рублей (21 процент).
Само министерство финансов считает, что уровень долговой нагрузки на региональные бюджеты по-прежнему находится на экономически безопасном уровне. По мнению ведомства, снижать долговое бремя субъект должен при достижении уровня 50 процентов от годового дохода. Вместе с тем федеральные власти поставили регионам цель погасить в течение 2013 года долги перед Москвой минимум на треть.
Поданным аналитиков агентства Standart&Poors, тревогу как раз вызывает график погашения госдолга. «В российских условиях привлечь длинные заимствования сложно. В этой связи у регионов каждый год возникает потребность в рефинансировании, то есть в привлечении новых кредитов для того, чтобы расплатиться с уже взятыми. Сильные регионы могут себе позволить занимать на три года и больше. В слабых регионах гонятся за низкой ставкой и берут короткие, но дешевые кредиты, возникают риски рефинансирования. Им требуется дополнительная поддержка», – отмечают в агентстве. Однако помощь регионам из федерального бюджета, напротив, урезается – со 130 миллиардов рублей в 2012 году до 75 миллиардов рублей в 2013 году. Очевидно, что исполнение местных бюджетов в этом году будет еще хуже, чем в прошлом. Чем это грозит ульяновцам? По словам аналитиков, региональным властям поставлена задача выполнить свои обязательства перед работниками бюджетной сферы, и, скорее всего, зарплаты будут выплачиваться в обещанных объемах. Однако это повлечет сокращение финансирования по другим направлениям: дороги, транспорт, благоустройство, поддержка молодежи, экология и проч.
Иными словами, деньги занимаются у банков не на развитие инфраструктуры, не на какие-то инвестиционные проекты, реализация которых в будущем смогла бы принести доход, а на «проедание». Возвратить эти долги можно только за счет новых и новых заимствований. Получается своеобразная финансовая пирамида на манер МММ, которая рано или поздно рушится.
Вадим ПИЛЮКОВ