Известно, что Ульяновская область в советскую эпоху была не только одним из 30 наиболее благополучных регионов, но и находилась, как родина Ленина, в привилегированном положении. И когда мы говорим о процессах, происходивших в стране после распада СССР, то в течение всех 90-х годов, регион, по крайней мере, на уровне власти, продолжал демонстрировать некую свою исключительность. «Красный пояс» начинался от горла и заканчивался у пят. Что сегодня? Жиденькая набедренная полоска или ортопедический корсет? Или мы уже полностью облачились в балахон, сшитый из демократического триколора?
Когда два года назад в Ульяновске проводили Международный культурный конгресс, ответ на этот вопрос склонялся не в пользу демократической позиции. Да, мы вступили в рыночные отношения, провозгласили всевозможные свободы, в частности, для инициативных и предприимчивых граждан в той же сфере духовности и культуры. И что получилось? Пресловутые инициативы стали исходить, как и в советское время, из высших эшелонов власти, но никак не от рядовых членов общества.
Сегодня СМИ часто упрекают наше региональное правительство (а иногда даже издеваются по этому поводу) в том, что из него, как из рога изобилия, сыплются всевозможные инициативы это и «Культурная столица», и «Авиационная», и акция «Роди патриота в День России», и «Колобок», и буква «Ё». Может быть, здесь и есть какой-то перебор, но, по мне, пусть будет как можно больше творческих идей (пусть даже иногда и сумасбродных), чем вообще никаких. Вспомните Герберта Уэлса с его «Кремлевским мечтателем». Как бы мы не относились сегодня к личности нашего земляка – В.И.Ленина, но план ГОЭЛРО был осуществлен, и неграмотность населения была преодолена, казалось бы, в нереальные сроки.
Духовность и культура, наверное, из века в век были по-своему политизированы. И мне видится, что в развитии нашего региона не хватает многополярности культурного восприятия на уровне политических партий и общественных движений. Очень хотелось прояснить сегодня видение культурного развития нашего общества с позиций «Единой России», «Справедливой России», «ЛДПР», «КПРФ», «Парнаса». Мы можем внутри области сколько угодно спорить, например, о возвращении исторического имени городу Симбирск, о судьбе Мемориала, о необходимости смены сложившегося имиджа региона. Но важно понять, ради какого будущего Ульяновской области стоит это делать? Где та уникальная «ниша», в рамках которой ульяновцам будет не просто комфортно жить, но и жить осмысленно?
Пока же мы в основном критикуем власть (и есть – за что, по большому счету!), однако сами мало чего предлагаем конструктивного. Всё у нас вроде бы хорошо. Нет скандалов, никто из творцов не рвёт на себе рубашку, и фраза – «Мне в Париж по делу срочно надо!» – звучит с затуханием. Над всеми, говорят, довлеет грозная тень всемирного финансово-экономического кризиса, и на него ссылаются наши экономисты, когда дело касается этого «затухания». Однако нам хорошо известно, что кризис духовности значительно опередил по времени проявившиеся полгода назад экономические и финансовые проблемы.
Эти мысли, как я уже отметил, посещали многих участников Международного культурного конгресса, который состоялся в Ульяновске два года назад. С тех пор, по-моему, в сфере культуры региона произошли значительные изменения. Нет, я не говорю о том, что работники культуры стали жить «лучше и веселее». Наша культура, перефразируя слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, по-прежнему живет «на три копейки». Я – о другом!
Может быть, благодаря пресловутым «инициативам» региональных властей «проснулось», а, точнее, в параллельном режиме, начали свое движение культурные сообщества подрастающего поколения, вне зависимости от руководящих товарищей, выступающих с интересными идеями и предложениями. И реализующие их самостоятельно.
Возьмите, например, такое объединение, какУРОО “Городская среда”, куда входят 57 физических лиц, включая группы активистов, а также студию звукозаписи “Loftsound”, промо-группу “Orange Team”, художественный фонд “Арт Волга”, клуб велосипедистов “Simbike”, общественное движение “Велосипедный Ульяновск”, региональное отделение российской федерации йоги по Ульяновской области, региональное отделение общественной экологической организации “ЭКА”, информационное агентство “Ульяновск-город новостей”, федерация сноубординга Ульяновска. Ребята самостоятельно решают вопросы культурного и физического развития, делают многое для родного города и его жителей.
И подобных объединений у нас много. И, на мой взгляд, будет еще больше. Особенно с принятием Концепции региональной идентичности Ульяновской области, которая находится в разработке.
Нам, ульяновцам, есть, что сказать, и есть, чем гордится! У нашей малой Родины – свое, неповторимое лицо, особенно в области духовности и культуры. И очень хорошо, что мы уже находимся в поиске объединяющего начала, которое бы консолидировало общество и дало нам ясную перспективу на будущее. Именно в таких условиях роль культуры, её миссия, её ожидаемые плоды и фактические результаты возрастают, как никогда.
Александр БРАГИН, эколог-правозащитник, член общественной палаты Ульяновской области