Администрация Ульяновска, недосчитавшаяся на городских дорогах после зимы полсотни «лежачих полицейских», решила вернуться к прежнему методу их изготовления – из асфальта. Против таких «самоделок» выступает ГИБДД, указывающая на необходимость соблюдения ГОСТов.
– Резиновые «лежачие полицейские» показали свою неэффективность, при расчистке дорог зимой они сгребаются вместе со снегом. Такие хороши для Франции или Германии, где бесснежные зимы, но не для нас. Нужно возвращаться к неровностям из асфальта, – отметил на одном из совещаний заместитель главы Ульяновска Петр Столяров.
За последние три года руководством Ульяновска было установлено полсотни резиновых «лежачих полицейских». Несмотря на то, что они имеют гарантию на четыре года, большинство из них пришли в негодность в течение первых года-двух. В этом году на ремонт резиновых изделий из городского бюджета планируется выделить 600 тысяч рублей. Сегодня в городе едва ли отыщется хоть десяток «полицейских», соответствующих всем нормам – те, что установлены по правилам, разрушены, более-менее целые лежат там, где им лежать не положено. Причем разрушенные лишь снижают безопасность дорожного движения. Как правило, заметив пропажу препятствий, ограничивающих скорость, водители прибавляют газу и проносятся мимо пешеходных переходов на большой скорости. Пешеходы же, привыкшие к тому, что их пропускают, теряют бдительность.
Сейчас на дорогах Ульяновска можно встретить какие угодно искусственные дорожные неровности: в виде накатов и сборных конструкций, всевозможных форм и размеров, изготовленные из асфальта и резины. Дело в том, что единые требования к «лежачим полицейским» – ГОСТ Р 52605-2006, – действующие на всей территории России, были приняты только в 2008 году. До этого их установка практически не регулировалась, строили их кто во что горазд, часто самовольно и в неприспособленных местах. Однако после введения ГОСТа прошло уже пять лет, а убирать самостийно положенные «полицейские» никто не торопится.
Неправильные «полицейские» могут быть опасными. Поданным Управления автодорожного надзора (УГАДН) по Ульяновской области, на территории региона ежегодно происходит несколько десятков случаев неосторожного наезда на «лежачих полицейских» автобусов и маршрутных такси, в результате чего пассажиры получают различные травмы. Какой ущерб наносится частным автомобилям, и вовсе учету не поддается. Причина таких ЧП – далеко не всегда невнимательность водителей. Многие современные автомобили имеют очень малый дорожный просвет между днищем и асфальтом. Даже при скорости 40 километров в час автомобиль с низким клиренсом может подпрыгнуть на «полицейском» и что-то у себя повредить. Нередко такое происходит потому, что искусственная неровность установлена не по правилам, поскольку все разрешенные «полицейские» сертифицированы и проверены для машин разных типов. Иногда «лежачих полицейских» просто не видно. По правилам с обеих сторон трассы должны быть установлены соответствующие знаки «Внимание, неровности». Плюс «полицейский» должен быть оборудован разметкой, чтобы быть заметным на дороге. И еще немаловажная деталь: он должен быть установлен таким образом, чтобы был сток дождевой воды и в местах неровностей не образовывались лужи, способные привести в конечном результате к авариям.
Высота «лежачих полицейских» не должна превышать семи сантиметров. В ГОСТе четко прописано, что их не должно быть более пяти на одном участке трассы. Запрещена их установка на федеральных и скоростных трассах, около остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах, в тоннелях и проездах под мостами, на подъездах к больницам, пожарным станциям, «Скорой помощи» и другим экстренным службам. Любая искусственная неровность должна устанавливаться по согласованию с ГИБДД и муниципальными властями.
Вадим ПИЛЮКОВ