22 апреля – день рождения Владимира Ильича Ленина. Об этой неоднозначной личности по сей день спорят и размышляют историки, философы и политики всего мира. Накануне памятной даты “МП побеседовала с Виктором Сахаровым, председателем Ульяновского городского общественного фонда содействия развитию духовной культуры и исторического наследия Б.В. Аржанцева. Он считает, что явление Ульянова-Ленина дало новый виток колесу истории в нашем крае.

ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР

– В начале 1960-х годов я писал сочинение на тему “Ленин в истории страны” и уже тогда невольно задал себе вопрос, почему же именно из Симбирска, небольшого городка на Волге, вышли такие видные революционные деятели, как Керенский и Ленин? Ответ я нашел совсем недавно, – начал свой рассказ Виктор Сахаров.
Прочитав архивные труды ныне покойного ульяновского историка Бориса Васильевича Аржанцева, он узнал, что Симбирск до революции был весьма значимым для России городом. В XIX веке на Волге было всего четыре губернии: Ярославская, Нижегородская, Астраханская и Симбирская. Наша губерния простиралась от Сызрани до Алатыря. На 29 тысяч человек населения Симбирска в то время было 33 храма, 2 монастыря, 2 духовных училища и Семинария. Город был центром духовной культуры всего Поволжья.
Не удивительно, что когда Наполеон подходил к Москве, большинство представителей дворянства с архивами переехали в Симбирск. За 4 года жизни в провинциальном городе они познакомились с местным населением, а местное население, в свою очередь, – с прогрессивной литературой, привезенной из Москвы. Образованные симбиряне, особенно молодёжь, как промокашка, впитывали новые идеи, почерпнутые из привезённых книг. Ко второй половине XIX века среди них всё чаще стала звучать идея революции.

СЕМЬЯ
Старший брат Владимира Ульянова-Ленина Александр был одним из таких “идейно увлечённых” молодых людей. Как известно, впоследствии он участвовал в покушении на императора, за что был казнён. После этого члены уважаемой в Симбирске семьи Ульяновых фактически стали изгоями в городе и были вынуждены переезжать из одного города в другой. Есть мнение, что после революции Ленин, помня детские обиды, лично распорядился жестоко расправиться с бунтарями в его родном Симбирске, отказавшимися признавать советскую власть. Всё это вылилось в трёхдневную резню. Тогда, по словам Виктора Сахарова, была уничтожена значительная часть населения вместе с Чешским и Бородинским полками, расквартированными в Симбирске и защищавшими горожан.
– Я не встречал ни одного человека, чьи предки жили до этого события в Симбирске. Спаслись только те, кто успел убежать. И сейчас потомки спасшихся живут в 143 странах мира, – рассказывает Виктор Иванович.
Позднее, когда стали утверждать территории новой России, Симбирская губерния с карты страны исчезла вовсе.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

Спустя четверть века судьба города повторилась вновь. В годы Великой Отечественной войны в Ульяновск опять вывезли государственные архивы и эвакуировали оборонные предприятия.
– Но в 1991 году прошла буржуазно-мафиозная революция и отбросила страну на 50 лет назад, – считает наш собеседник. – И мы до сегодняшнего дня не вписались в новую Россию. Давайте посмотрим на соседей: Самару, Пензу, Мордовию, Чувашию, Татарстан – везде восстановлены или отреставрированы Кафедральные Соборы на тех местах, где они были, городам вернули их настоящие имена. Развитие этих регионов началось именно с восстановления центров духовности: соборов, храмов, церквей.
Уже много лет Виктор Иванович Сахаров радеет за восстановление в Ульяновске Свято-Троицкого собора. Храм был построен в честь победы над Наполеоном. По просьбе духовенства и дворянства сам император Александр I заложил камень в основание собора. Занятен тот факт, что построен он был на 17 лет раньше Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и на 47 лет раньше, чем Храм Христа Спасителя в Москве. Троицкий собор был особо значимым для симбирян: в нем молились участники сражений и поминали погибших товарищей. Столетие со дня победы над Наполеоном Россия праздновала именно в этом храме. При Советской власти собор был уничтожен.
– Даже афонские монахи знают о нашем разрушенном храме, – говорит Виктор Сахаров. – По их словам, он может быть восстановлен только в двух случаях: либо когда Президент и патриарх совместно заложат камень, либо когда это сделает народ. И именно в восстановлении собора кроется ключ к благополучию и процветанию. Троицкий собор являл бы собой отпущение грехов, совершенных после 1917 года, когда православные уничтожали православных. Он будет являться объединяющим началом разброда умов как города Симбирска, так и всей России.