В регионе появилось Бюро регистрации несчастных случаев. Отныне каждый ульяновец имеет возможность узнать, не попал ли его родственник или близкий человек в беду – и для этого не нужно самостоятельно обзванивать все городские морги и больницы.

По данным МВД, в регионе ежегодно пропадает около двух с половиной тысяч человек. Среди них как пропавшие без вести, так и те, кто утратил связь с родственниками. К примеру, в прошлом году в полицию поступило 2470 заявлений от встревоженных родственников. Установить местонахождение удалось лишь половины из них – 1260 человек, в том числе 628 без вести пропавших (из них несовершеннолетних – 120), 18 человек найдены мертвыми. В 2013 году поступило 353 заявления об исчезновении людей (примерно четверть из них – в отношении несовершеннолетних). За последние 15 лет остаются в розыске 415 без вести пропавших и 300 утративших родственные связи.

Удивительно, но при таких страшных цифрах ни в одном ныне действующем в России нормативном документе нет четкого юридического определения, что понимать под «пропавшим без вести». Сегодня по сложившейся практике под этим понятием подразумевается человек, который пропал неожиданно, при неизвестных обстоятельствах и без видимых причин.

Куда пропадают люди и кто они?

Из 2470 человек, которые пропали в прошлом году, большинство – мужчины в возрасте 30-40 лет (70 процентов), 20 процентов – женщины, остальные – дети. Самая распространенная причина бесследного исчезновения связана с семейными конфликтами и бегством от долгов. Такая игра в прятки с родными или кредиторами в правовом смысле не наказуема. Оперативники рассказывают, что некоторые пропавшие, которые попадаются на глаза полицейским, просят их «не находить». Как правило, это мужчины, которые ушли из дома специально, завели где-то новые семьи и не желают возвращаться к прежней жизни. Кстати, по закону полицейские не имеют права предоставить родным новый адрес сбежавшего, как бы те ни просили.

Еще одна большая категория пропавших – взрослые люди, уехавшие из родных мест на заработки. Все случаи похожи: ехали в надежде на большие заработки и красивую жизнь, но надежды не оправдались.

Возвращаться ни с чем обратно неудобно, поэтому и вестей родным не шлют. А близкие дома с ума сходят, подают заявления на розыск. Однако в последние годы участились и более печальные случаи, когда люди попадали к непорядочным работодателям, которые месяцами кормили наемных рабочих обещаниями, а в итоге выталкивали их за ворота без копейки в кармане, а то и просто брали в настоящее рабство.

Согласно официальной статистике, примерно один процент разыскиваемых находят мертвыми, однако подлинную цифру страшных находок не знает никто. Отсутствие единой межрегиональной базы приводит к тому, что в одном регионе один и тот же человек может числиться как пропавший, а в другом – как неопознанный труп.

По российским законам пропавшего человека должны искать пятнадцать лет. После этого его официально признают умершим. Впрочем, зарегистрировать его как без вести пропавшего родственники могут уже через год и, таким образом, перестать платить за него квартплату.

После того как человек пробудет в статусе пропавшего без вести пять лет, по просьбе родственников и по решению суда его признают умершим – и только тогда его можно выписать из квартиры. Кстати, в категорию пропавших без вести милиция отказывается включать граждан, исчезнувших в связи с совершением ими преступления.

Куда обращаются люди в поисках внезапно пропавших родственников и знакомых? Как правило, обзванивают больницы и морги. Начиная с 1 апреля, заявляют в УМВД по Ульяновской области, в этом нет необходимости – достаточно позвонить в созданное Бюро регистрации несчастных случаев (БРНС) по телефонам 67-40-48, 67-40-84, куда ежедневно стекается вся информация о безвестно исчезнувших гражданах, неустановленных лицах и гражданах, доставленных в органы внутренних дел, обнаруженных трупах. Многие не хотят обращаться в милицию, боясь услышать в ответ: «Не переживайте вы, нагуляется и вернется, ничего не случится!». Как заявляют в региональном УМВД, сообщать о внезапной пропаже человека нужно незамедлительно.

– Дежурным категорически запрещено отказывать в приеме заявлений, более того, дежурный обязан принять заявление об исчезновении человека независимо от продолжительности его отсутствия и места предполагаемого исчезновения, – отметили в управлении. – В обязанности дежурного по отделу внутренних дел (после приема и соответствующего оформления заявления, содержащего информацию об отсутствии человека) входит организация первоначальных розыскных мероприятий. При этом пропавший без вести человек проверяется по базам данных органов внутренних дел, медицинских учреждений, а к месту его последнего пребывания направляется дежурная следственнооперативная группа.

Вадим Пилюков