Главной темой состоявшейся на минувшей неделе пресс-конференции руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области Геннадия Спирчагова стала Федеральная контрактная система (ФКС), которая 1 января 2014 года придет на смену Федеральному закону №94 «О размещении заказов», вызвавшему множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов.
В частности, были отмечены множественные случаи представления нелегитимного обеспечения госконтрактов и масштабная коррупция.
Впрочем, при всех минусах 94-го закона в ФАС видят в нем целый ряд преимуществ перед ФКС.
– Федеральный закон «О размещении заказов» работает с 2006 года, все его механизмы отлажены, сложилась практика его применения и контроля за его соблюдением, – отметил Геннадий Спирчагов. – Считается, что при нынешней системе страдает заказчик, который якобы не защищен от недобросовестных исполнителей. Но все обязательства прописываются в контракте, который подписывают обе стороны. Что мешает заказчику прописать там жесткие условия и не принимать работы до исправления всех недочетов? На практике же все акты подписывают, да еще 30-процентную предоплату вносят, а потом жалуются на халтуру.
По ФКС шли долгие споры между ФАС и Минэкономразвития, пожелавшим повернуть закон в сторону заказчика. В итоге качнулись слишком в его сторону. ФКС более сложная как участникам процесса, так и контролирующим органам придется переучиваться. Кроме того, в процесс госзакупок вступают новые структуры – в частности, Росфиннадзор, и неизвестно, как будет осуществляться наше взаимодействие.
Руководитель УФАС не видит ничего страшного и в откровенном демпинге участников при проведении торгов. В частности, на пресс-конференции был приведен пример Калининградской области, где в ходе аукциона на право оказания телекоммуникационных услуг с начальной ценой 12 миллионов рублей компания-победитель согласилась заключить контракт с суммой минус 100 рублей. Впрочем, аналогичные торги случались и у нас. Взять хотя бы недавние аукционы на право организации школьного питания. Одна из частных компаний, напомним, согласилась кормить детей фактически бесплатно.
– Почему нет, если какая-то компания желает зайти на рынок и при этом имеет возможность выполнить контракт за счет своих средств? – отметил Геннадий Спирчагов. – Однако опять же заказ должен быть выполнен качественно и в срок – заказчик это вправе требовать независимо от суммы сделки.
В ФКС, в отличие от 94-го закона, предусмотрены антидемпинговые меры – появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 процентов или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Обосновывать придется и сам объект закупки, исходя из его необходимости и соответствия плану закупок, начальной (максимальной) цены и выбранного способа заказа. Иными словами, прежде чем покупать золотую кровать (как это было при прежнем руководстве МВД РФ) или дорогую иномарку для сельского главы с нищим бюджетом (недавняя история с закупкой «Форд Мондео» стромостью 1,3 миллиона рублей для главы Базарносызганского района Владимира Ширманова), заказчик должен будет обосновать свою дорогую покупку и объяснить, в чем ее необходимость.
Закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений или в строго определенных законом случаях у единственного поставщика.
Создается единая информационная система, где указывается информация о планах закупок, об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Эта информация будет общедоступной и предоставляться на безвозмездной основе.
Закон предусматривает предоставление преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Новым же законом предлагается предоставить правительству РФ право вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики. Таким образом правительство будет иметь право по отдельным сегментам универсально принять решение об ограничении доступа иностранного производителя.
ФКС возлагает на госзаказчиков обязанность разрабатывать и публиковать долгосрочные планы закупок. Кроме того, закон содержит ряд мер антикоррупционной направленности, в частности, речь идет о вопросах регламентации общественного контроля и общественного обсуждения.
Вадим Пилюков