Два дома у одной и той же управляющей компании: в одном – разруха и тоска, в другом – порядок, красота. В чем причина такой разницы? Попробуем разобраться на конкретном примере…
Ничего не делается
– У нас ничего не делается: приезжайте, сами посмотрите! На техэтаже – бардак, трубы в подвале гнилые, окна в подъезде разбитые, – выслушиваю я по телефону почти «ритуальную» фразу, с которой наши читатели регулярно звонят к нам в редакцию.
Звонила Антонина ГЛУШЕНКОВА – одна из жительниц дома №30 по улице Северный Венец. Двенадцатиэтажный красавец-дом, с высоты которого открывается великолепный вид на Волгу. Правда, «красавец» он только издали… Вхожу в подъезд и, игнорируя призывный гул работающего лифта, решаюсь подняться на последний этаж пешком. Обшарпанную лестницу местные жители именуют «темной» – из-за многолетнего отсутствия там освещения.
– Перед Новым годом у нас на техэтаже прорвало трубу с горячей водой, мою квартиру залило. Соседку из-за этой же трубы заливало два раза. Мы тогда вызывали аварийку, вроде бы поставили очередной хомут, – рассказывает Антонина Ивановна. Впрочем, когда вместе с ГЛУШЕНКОВОИ мы все же поднялись на техэтаж посмотреть на текущую трубу, оказалось, что ее заменили.
Моя собеседница показала мне и другие проблемы дома: обвалившиеся подъездные балконы, к краю которых лучше не подходить, разбитые подъездные окна, закрытые фанерой вот уже более 10 лет, и многое другое.
– У нас был старший по дому, но он переехал. Затем никого выбрать никак не могли, сейчас вот вроде собирают подписи за женщину с пятого этажа – она в политехе работает, – комментирует Антонина Ивановна. – Из управляющей компании летом как-то пришли, стали доклад какой-то читать… А затем мы как-то приглашали их на собрание – так они вообще не соизволили явиться!
В итоге мы обошли с моей собеседницей и другими жителями все этажи – до самого подвала, спуск в который усыпан мусором. Покинув 30-й дом, я направился прямиком в управляющую компанию: такое состояние дома должно иметь какое-то объяснение.
Стереотипы?
– «Во всем виновата управляющая компания» – это стереотипная реакция современного горожанина, которого очень трудно переубедить. Вот, посмотрите, акт последнего весеннего осмотра, там перечислены все основные проблемы 30-го дома, – директор ООО «ЦЭТ» Евгений КАЛМЫКОВ подает мне документ на девяти листах мелким шрифтом. Внимательно читаю: легче, наверно, перечислить пункты, в которых упоминается о «хорошем состоянии» того или иного конструктивного элемента. Все – начиная от систем розлива центрального отопления и заканчивая дверями на технический этаж – нуждается либо в полной замене, либо в капитальном ремонте.
– Мы три раза пытались организовать общее собрание в этом доме, к нам несколько раз приходили сами жители (по два-три человека) – однако все бесполезно, никакого общего решения так и не было принято. Ни по одной позиции! Мосле того, как у них переехал старший по дому, «жизнь» там вообще замерла. К нам неоднократно приходили те, кто хотел бы возглавить совет собственников 30-го дома, но, узнав о количестве проблем, «бежали прочь». В итоге мы подали заявку в Комитет ЖКХ о том, что наша компания отказывается от данного дома, поскольку никакой инициативы со стороны собственников нет, – говорит исполнительный директор «ЦЭТ» Константин ДОЛГОВ.
В УК «ЦЭТ» мне предложили для сравнения осмотреть другой дом – на ул. Орлова, 2, – аналогичный по многим параметрам только что увиденному. Отличие, однако, состоит в активности самих жителей. Тоже многоэтажка, правда, двух-подъездная. Дому почти 20 лет. Полтора года назад он находился в совершенно неприглядном состоянии. Сейчас это один из лучших домов Ульяновска.
Пошел – и сделал!
– Начали мы с кровли: я обошел всех жителей, провели собрание -управляющая компания пошла нам навстречу, авансировала нам расходы – мы распределили оплату «по квадратным метрам» и стали постепенно оплачивать. Отремонтировали качественно, правда, я не слазил с крыши – контролировал каждый этап ремонта. Затем – тем же путем – заменили освещение. Далее – капитальный ремонт подъезда, замена труб ХВС и розливов центрального отопления. Две недели назад нам полностью заменили канализацию, летом собираюсь поставить вопрос о ремонте швов, – рассказывает Александр КОЗЛОВ, старший дома №2 по улице Орлова.
Мы беседуем в одном из подъездов, стены которого покрашены в приятный светло-лимонный цвет: кругом картины, цветы…
– Но как вы это делаете? – искренне недоумеваю я. – Как вам удается собирать людей, уговаривать вкладывать в дом деньги?
– Просто захожу каждому в квартиру или встречаю во дворе и подробно объясняю, растолковываю. Конечно, сначала было недоверие, но потом, когда народ увидел реальный результат, стали доверять и помогать, – говорит Александр Иванович. – Вот, к примеру, меняли трубы – я сдал их на металлолом, купил несколько картин и повесил в подъезде. Люди увидели, понравилось – сами стали приносить картины. Все, что можно сделать или исправить своими силами, делаю сам, тут и денег особых не нужно.
По мнению нашего собеседника, благополучие дома складывается из малых дел. Вот конкретный пример: не было в подъездных окнах ручек. Что делать?
– Сейчас все ставят пластиковые стеклопакеты в квартирах, а я скрутил с выброшенных рам ручки – и вкрутил их на каждом этаже. Опять же – нет решеток в подвале, – что, мужик не может с этим справиться? Пошел – и сделал! – продолжает старший по дому. – А вообще, надо просто знать к людям подход, небольшие хитрости.
Одна из таких «хитростей» состояла в следующем: все знают, как трудно поддерживать чистоту окон в подъезде. Козлов же нашел очень изящный выход – он проставил напротив каждого окна цифры, соответствующие номерам квартиры.
– Народ стал интересоваться: что это? Я объяснил, что за каждое окно отвечает конкретная квартира. Дальше включился принцип: «У других чисто – а я что, хуже?». Сейчас все подъездные окна – как хрусталь, – улыбается Александр Иванович.
А еще нужно уважать мнение жителей, действительно ценить каждого. Вот только один пример: когда выбирали, в какой цвет окрасить стены подъезда, старший по дому немного «притормозил» подрядную организацию.
– Мы покрасили три небольших части стены в разный цвет, и, когда подсохло, я целый день потратил на то, чтобы проходящие мимо жильцы указали, какой цвет им больше по вкусу. В итоге сошлись на светло-лимонном.
Вообще, о том, что сделано на Орлова, 2, можно говорить еще долго. Чего стоит состояние подвала этого дома, в котором оборудован уютный актовый зал для проведения собраний жильцов!
Глядя на два таких одинаковых и в то же время совершенно разных дома, в голову приходит мысль: представим, что каким-то гениальным математиком была открыта формула благополучия многоквартирного дома: X+Y=Z. Под «Z» здесь имеется в виду то самое благополучие, «Х» – означает усилия собственников, ну, а «Y» – качество работы управляющей компании. Очевидно, что, если у схожих домов, которые управляются одной и той же управляющей компанией, уровень благополучия кардинально отличается, то логично предположить, что все дело – в «X»…
Евгений Нувитов