или Почему состоятельные россияне не любят родные просторы?
Я давно мечтал попасть на Сахалин.
Нет, не на тот знаменитый остров, который исследовал в свое время, и о котором Чехов написал не менее знаменитую книгу. Там я уже бывал.
Я мечтал побывать в населенном пункте, именуемом САХАЛИН.
Эта точка на карге Цильнинского района меня манила давно. Я хотел узнать, что это за место, как появилось название сельца. Как там живут люди, чем заняты, о чем мечтают.
И мое желание однажды сбылось.
Я не слишком печалюсь о том, что судьба не выдала мне билет богача. Но попав в этот уголок Цильнинского района, я сильно пожалел об отсутствии у меня солидного счета в банке.
Почему? Попробую объяснить.
Представьте благодать: зеленый луг с прудом. Простор. Тенистая березовая аллея. А за аллеей — несколько добротных зданий.
Эти здания — бывшее жилье, административно-управленческий корпус, хозяйственные постройки.
И ВСЕ это было ПУСТЫМ.
НИ-ко-го.
Народ с благодатного поселка куда-то сбежал.
Так и возник этот “островок забвения Сахалин”, Некогда обжитой кусочек нашей родимой земли.
Давно уже нет в этих краях совхоза.
Как известно, дом без хозяина — сирота. Мысль, возникшая при виде собранных в одно место добротных строений, такова: почему же никто не стремится приобрести и обжить привлекательное пространство?
А вот устроить здесь усадьбу с прудом, садом и прочими аксессуарами привольной жизни не только возможно — но как бы само собой напрашивается. Тем более, что до Большого Нагаткина отсюда — всего-то десять – двенадцать верст. Да и до Ульяновска по асфальту-рукой подать.
И везде немало состоятельных людей, которые при желании могли бы приобрести пустующие здания, переиначить их на свой вкус и обустроиться на приволье для спокойной (можно даже сказать «барской») жизни…
И затраты на это обустройство могли бы быть не такими непомерными (при наличии капитальных зданий).
Поговорить о сельских российских усадьбах мне хотелось давно.
Еще в советские времена я однажды увидел возле деревни Уржумское (близ границ Ульяновского и Сурского районов) среди созревающего ржаного поля большой зеленый квадрат. Подобравшись поближе, я узрел окруженное по периметру густой жимолостью пространство. У одного края из травы торчали остатки кирпичного фундамента. Остатки строений были заметны и в других углах квадрата…
– Тут усадьба чья-то была, – пояснил местный житель. – Пустой дом еще и при колхозе стоял; колодец вон в углу до сих пор воду держит…
Подумалось: как славно, наверное, было хозяину этого исчезнувшего поместья смотреть на закаты из своего окна, ходить с удочкой на недалекую речку, грустно провожать осенью улетающих птиц и терпеливо ждать их возвращения к родным местам.
Ныне, посреди бывшей усадьбы на истоптанной траве валялись пустые бутылки, окурки, какой-то хлам. И еще одно поруганное местечко печально заглянуло мне в душу.
Сейчас жалких остатков таких усадеб, усадебок, хуторов по России — тысячи.
Тема конечно, больная еще со времен Чехова — вспомните “Вишневый сад”. Вспомните грустные вздохи Бунина о небогатых степных усадьбах, их прелести и благотворном влиянии на человека…
А ныне? Где все это? Все было, все былью поросло. Грустно. И грустно по многим причинам.
Во-первых, при существовании скромных сельских усадеб (или как их назвать, дабы не навлечь на себя обвинения в том, что оплакиваю исчезнувшую жизнь “эксплуататоров”) множество людей могло бы с удовольствием и пользой для физического и духовного здоровья в них жить-поживать. Все-таки, согласитесь, жить в усадебке с аллеей берез, прудком, с беседочкой на берегу — это не то, что тереться в «коллективных садах» на шести сотках, беспрестанно выясняя отношения с соседями.
Во-вторых, наличие таких обжитых уголков весьма благотворно сказалось бы на духовно-культурном развитии страны.
Здесь надо прояснить роль российских усадеб в духовной и культурной жизни страны.
Ведь совсем не зря любили усадьбы и горестно печалились об исчезновении усадебного уклада русской жизни Чехов, Бунин, Куприн, Глинка, Блок и многие другие творцы российской духовной ауры. Ибо для деятелей российской культуры – Мураново, Тарханы, Михайловское, Ясная Поляна, Языково, Болдино. Вишенка, Званка, Мелихово, Шахматове — и еще сотни усадеб были не только местом уединения, и наслаждения русской природой.
Они были побудителями творческого вдохновения, той «точкой возбуждения» куда приходило вдохновение, где рождались и реализовывались великолепные замыслы… «Служенье муз не терпит суеты…» – сказал поэт. И это «бегство от суеты», в частности, обеспечивали творцам сельские усадьбы – укромные и прелестные уголки России.
Думаю, не только многие россияне (поэты, писатели, композиторы, артисты), но и инженеры, бизнесмены, люди науки и политики находили бы в этих уединенных уголках и спокойствие, и вдохновение, и сосредоточенность, столь необходимые для любой профессии. Без таких -населенных пунктов- (в самом прямом смысле этого словосочетания) была бы куда скуднее отнюдь не только российская культура, но и многие прочие сферы творческого созидания.
Но случилось то. что случилось. “Развитие капитализма в России”; Первая мировая война, февраль и октябрь 1917 года…. и пошло-поехало: “экспроприация экспроприаторов”; “военный коммунизм”; «головокружение от успехов»; расстрелы, бегство капитала и элиты из России. Не до покоя, сосредоточенности и уюта было людям!
Как отчаялся Блок, узнав, что фамильную усадьбу спалили “революционно-вдохновленные” мужички! Запись в дневнике поэта лаконична и выразительна: «Шахматово! Ах!!!»
А потом грянула «коллективизация», окончательно приговорившая к исчезновению даже не обособленные от -бучи — боевой, кипучей» {В.Маяковский) пространства — а даже саму мысль об этом. Вот так и образовались на теле российской провинции «всероссийские пустоши».
Ныне изменилось в стране многое. Растет тяга населения к жизни несуетной. Природе, к работе на земле. И что мешает начать (а вернее – возрождать) усадебный быт в России?
Со многими небедными людьми говорил я на эту тему.
Одни, слушая меня, смотрели как на придурка: – Ты в уме? Кому эти русские березки вместе с русскими сугробами нужны, если я могу отдыхать в теплых краях? – Другие вздыхали: -Сам мечтал. Но как вспомнишь, сколько надо бегать по чиновникам, сколько нервов с нашими мужичками потратишь — сразу желание исчезает». Третьи резали прямо: «А разве есть гарантия, что снова эти усадьбы разорять и поджигать не будут?-
И получалось: нет, не видать уже российским пространствам никаких усадеб, хуторов и прочей обособленной жизни! Это в Америке, Испании и прочих странах всякие «ранчо» могут соседствовать наряду с Нью-Йорками. У нас имеют будущее только мегаполисы! Ведь совсем недавно Минэкономразвития РФ даже большую часть малых городов страны уже приговорило к исчезновению… Что уж тут рассуждать об усадьбах!
Но мне иногда кажется: березовая аллея и пустые здания на островке забвения по имени Сахалин в недальнем уголке Цильнинского района Ульяновской области все же когда-нибудь приобретут своих хозяев.
И, возможно, не только там.
Жан МИНДУБАЕВ
P.S.
Бывают же в жизни парадоксы! Только поставил точку в этом грустном повествовании, как слышу по «телику»: «Государственная Дума готовит к рассмотрению проект закона о родовых усадьбах в России…» Вот те на! Или подслушали мои мыслишки господа депутаты!?