Шёл 1946-й. Всего год назад закончилась Великая Отечественная война. Еще не успел народ-победитель восстановить из руин огромную страну, поднять хозяйство и промышленность, как над нашей родиной нависла новая угроза.
РОЖДЕННЫЙ В ХОЛОДНЫЕ ГОДЫ
Этой угрозой стала “холодная война”. Значительная часть сил и средств была брошена на укрепление обороноспособности страны. Особенно остро стояла проблема охраны стратегических объектов от нападения с воздуха и создания новых средств противовоздушной обороны. Для решения этих задач подошел Ульяновский автомобильный завод с прекрасными инженерными кадрами, оставшимися после эвакуации.
В 1951 году завод лишили названия и присвоили порядковый номер 852. В августе того же года на предприятии было создано Особое конструкторское бюро, где начали трудиться 450 работников завода, прошедших переобучение на закрытом предприятии в Подмосковье, и 30 лучших специалистов со всех уголков страны.
ПЕРВАЯ ПОБЕДА
В январе 1952 года на заводе №852 было собрано первое сложнейшее изделие: станция оружейной наводки. Специально под неё был переоборудован главный цех, а также созданы цех электрооборудования и цех настройки и сборки станции.
Старший мастер Александр Кузнецов, который в это время занимался комплектацией, вспоминал:
– В работу окунулись с головой. Со своим личным временем считаться не приходилось. Главное было – сдать изделие в срок. Отговорок никаких не принималось – хоть совсем из цехов не уходи. И не уходили, сколько нужно – столько работали. И сдали! В июле завод план выполнил.
В 1955 году автозаводу вернули его прежнее имя и вновь запустили производство внедорожников, а спецпроизводство оставили с неизвестными перспективами. Но уже через пару лет специалистам Отдельного конструкторского бюро было поручено приступить к освоению радиолокационной станции. Чуть позже было освоено производство приемно-передающей кабины комплекса С-75, который прославился на весь мир весной I960 года. Комплекс сбил американский самолет-разведчик “У-2” с лётчиком Пауэрсом. Военные специалисты Запада были шокированы, ведь они и думать не могли о том, что на вооружении у СССР стоит техника, способная сбить самолет на высоте 20-25 километров. С таких малых побед начиналась добрая традиция будущего механического завода – создавать уникальные образцы вооружения и техники, некоторым из которых и поныне нет аналогов в мире.
ЗАВОД В ЗАВОДЕ
Время стремительно летело вперед. Вооружение потенциального противника модернизировалось, и стране понадобились мобильные зенитные установки. В январе 1965 года спецпроизводство УАЗа приступило к серийному выпуску зенитной установки “Шилка”. Теперь это производство представляло собой уже самостоятельное предприятие – новый завод в заводе. На создание новых производственных мощностей и на оснащение их по последнему слову техники выделялись немалые средства. Стало ясно, что у двух заводов разные задачи, и отрасли промышленности не стыкуются. Таким образом, в новый 1966 год спецпроизводство вступило в качестве Ульяновского механического завода. Новый период был очень трудным. Площадей, доставшихся предприятию, катастрофически не хватало, множество освоенных технологических процессов остались на автозаводе. Но, несмотря на-все трудности, сроки сдачи военных изделий оставались прежними. Заводчане справились. Работали не покладая рук день и ночь, зачастую даже без выходных. Не за зарплату. За дело. Государственный заказ был выполнен в срок.
1990-е
Наряду с военной техникой на заводе выпускались и товары народного потребления. Например, первую новогоднюю елку в Ульяновске поставили у проходной именно этого предприятия. Украсили её гирляндой из 5000 лампочек, изготовленной в одном из цехов.
С распадом СССР и переходом России к рыночной экономике заводу пришлось несладко. Было подготовлено 159 предложений, как сохранить предприятие от банкротства. Одним из предложений было наладить контакты с внешними покупателями. На базе завода был создан новый отдел по внешнеэкономическим связям, были найдены покупатели за рубежом. Начались всевозможные международные выставки. Поворотным событием в истории завода стала выставка в Объединенных Арабских Эмиратах, куда были привезены настоящие “Бук” и “Тунгуска”.
Последняя продемонстрировала на боевых стрельбах стопроцентное попадание в мишени. Такого результата не могла добиться ни одна система ПВО в мире. Западные специалисты в очередной раз были шокированы мощью русского оружия. Это была победа, а вместе с ней и новый контракт, и аванс в долларах, который помог заводу остаться на плаву в нелёгкое время.
А ЧТО СЕЙЧАС?
Сегодня продукцию Ульяновского механического завода закупают более чем 50 стран мира. Предприятие развивается, и, как и прежде, стоит на защите нашей Родины. Тысячи заводчан трудятся для того, чтобы у наших детей было мирное небо над головой, чтобы тот ужас войны, который видели наши деды и прадеды, не повторился больше никогда.
Андрей ДЕНИСОВ