Пенсионерка Фатима Заббарова сожалеет, что в свое время были потеряны её “фронтовые” документы, а районные чиновники так и не помогли их восстановить. Но просить милостыни у власти она за свои 104 года так и не научилась…
САМОЕ ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ
Брать интервью у 104-летней жительницы села Поповка Чердаклинского района оказалось непростым делом. Вроде есть о чем расспросить, но, с другой стороны, – не распишешь же всю её жизнь в газете. Ведь живет эта прапрабабушка, подумать страшно, более ста лет!
…Мы приехали в Поповку рано утром. Приличный ухоженный дом. В коридоре резвятся котята. Нас встретила супруга праправнука долгожительницы Гульфика, которая присматривает за хозяйкой.
В этом доме Фатима живет более 35 лет. Бабушка в здравом уме. Помнит наизусть все суры Корана, который учила еще в молодости. Кстати, младые годы были для нее самыми лучшими в жизни. И не случайно, ведь в ее большой семье, среди 7 братьев, она была единственной и любимой сестренкой. Поэтому все парни присматривали за ней и не давали ее в обиду.
– А как вышла замуж – начались проблемы, появилась семья, ответственность, – вспоминает Фатима Заббарова. – Мужа встретила в родной Поповке. Вообще вся жизнь моя прошла здесь… Помню раскулачивание. Жили мы тогда хорошо, большой дом был, амбар, живность. Тогда у нас практически всё забрали: овец, корову, домашнюю утварь. Но мы не унывали. Кое-как выкарабкались. Помню голод в 20-30-х годах. Ужасное время было. Питались один раз в день. Ели траву. Спасали огород и картошка. Выжили… Мать часто болела. А когда родила шестого ребенка, то вообще слегла. Я его практически сама и вырастила. А потом началась война…
НЕСПРАВЕДЛИВО
Все братья Фатимы ушли на фронт и больше не вернулись в родное село. Сама же Фатима вместе с супругом-инвалидом (он получил ранения в Первую мировую войну) поехала работать на завод в Казань. День и ночь, не покладая рук, Фатима красила самолеты для фронта. Имела за это награды.
После войны вернулась с супругом в родную Поповку. Дом отстроили заново. Муж не работал, поэтому Фатиме пришлось тащить на себе всю семью. Устроилась в колхоз, сначала работала в поле, потом стала поваром. Ее блюда хвалили колхозники. Особенно фирменную домашнюю лапшу.
– Так получилось, что все наши документы работников тыла лежали в портмоне у мужа, а он куда-то его положил, – рассказывает Фатима. – Потом муж умер, и мы не смогли найти нужные нам бумаги.
Хотели все восстановить, но разве нам это под силу? Нужно ехать в Казань, копаться в архиве. Обращались за помощью к районным чиновникам, но они только разводят руками.
В итоге у долгожительницы теперь мизерная пенсия около 8 тысяч рублей. А просить милостыни у власть имущих она не привыкла.
РЕЦЕПТ ЕЁ СЧАСТЬЯ
Сегодня Фатима живет в своем измерении. У нее нет ни друзей, ни подруг – все они уже в ином мире. За свой длинный век она похоронила всех близких родственников.
У нее было 8 детей, последний сын умер два года назад. Супруга не стало еще в 1973 году.
Последней надеждой и опорой стал праправнук, который живет вместе с ней в доме. Разбавлять одиночество помогают его дети – прапраправнуки.
Конечно, годы берут свое. Фатима плохо видит и слышит. Но еще сама за собой ухаживает, самостоятельно моется в бане. А на новогодний праздник даже отплясывала под современную музыку, чем поразила всех родных.
Ну и пусть для Фатимы неведом сегодняшний Интернет. Она и понять не может, что это такое. Но уверенно пользуется сотовым телефоном и отвечает на звонки родных.
– Ничего особенного я не ем, питаюсь, как и все в семье, – говорит Фатима. – Но люблю шоколадное масло. Я никогда не курила, не пила. Спортом не занималась. Но всегда почитала Аллаха. А вот дату своего дня рождения не помню. Знаю, что родилась в 1909 году. Кажется, летом. Поэтому день рождения не отмечаю… Может, поэтому так долго живу? Кстати, никакого рецепта долгожительства у бабушки нет. Да она и не думала об этом никогда. Говорит, что, может быть, потому живет так долго, что никогда никому не завидовала и не делала людям зла.
Перед нашим уходом Фатима философски заметила:
– Ничего мне уже в этой жизни не надо. Сколько Аллах отведет, столько и проживу. Смерти я не боюсь. Радуюсь каждому новому дню, хотя иногда сама себе говорю: “Хватит!”. Но потом проходит хандра, и снова твержу себе: “Буду жить!” – и живу…
Арсений КОРОЛЕВ
ОТ “МОЛОДЁЖНОЙ ГАЗЕТЫ”
Пытаясь выяснить, сколько в Ульяновской области долгожителей, которым уже за сто лет, “МГ” обратилась в областной ЗАГС.
– К сожалению, мы не ведем такой статистики, это нужно обращаться в районные подразделения ЗАГСа, где, может быть, есть такие данные, – сказала “МГ” главный консультант Мария Пронина.
Но мы на вскидку в редакции насчитали с десяток людей (о которых мы писали и знаем), которым далеко за 90 лет.
Плохо, что в регионе закрыли глаза на долгожителей. У них ведь есть чему поучиться…