Еще до вложения первого рубля инвестиций музей СССР потребует всесторонней и честной дискуссии о целеполагании.
Проект музея СССР в Ульяновске обрел черты эскизного плана, который был в конце апреля представлен Законодательному Собранию области в рамках ежегодного отчета губернатора и сопровождался презентацией со звучным названием «Опережая время». Два слайда из презентации к докладу были посвящены этому сверхамбициозному проекту, который, как заявлено, в случае реализации даст увеличение туристического потока на 1,5 млн человек и доходной части бюджета на 5 млрд рублей в год.

План музейного кластера, разработанный ульяновским архитектором Олегом Владимировым, одновременно и впечатляет, и оставляет много вопросов. На территории комплекса (в пределах нынешней ленинской мемориальной зоны в центре города) должны разместиться обновленный парк Дружбы народов, «Лаборатория глобального эксперимента» (экспериментариум), арт-галереи «Соц-арт» и «Андерграунд», гостинично-офисный центр «Россия» в стиле конструктивизма, дом-музей советской музыки (на месте нынешней филармонии?), музей советского образования, две восстановленные церкви. Предполагаются скульптурные композиции «Люди эпохи» и «Примирение». Центральную экспозицию музея СССР предложено разместить в нынешнем Доме правительства. Главным же смысловым объектом кластера останется, видимо, Мемориальный центр Ленина.

«Деликатными кластер против рубиновой звезды
Директор Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский оценивает проект Владимирова как «деликатный». Действительно, он выглядит сдержанно по сравнению с проектом москвича Беляева-Гинтовта, для которого идеальный образ музея СССР – это гигантская рубиновая звезда с длиной луча 100 м, лежащая под наклоном на высоком берегу Волги как символ «аграрно-космическои цивилизации». Новые смыслы должны отражаться в новой архитектуре, говорит Лаковский. Если он прав, то придется вернуться к философским основам и вспомнить категории формы и содержания и пуститься в рассуждения о том, что первично – сознание или материя.
Как ни странно, этим придется заниматься, и чем скорее и системнее, тем лучше. Ведь речь идет о потенциальных частно-государственных инвестициях объемом до 50 млрд рублей. Поэтому если будет сделана ошибка на этапе постановки задачи, то либо инвесторы не заинтересуются, либо инвестиции не дадут отдачи, либо весь проект без выверенной, одухотворяющей его идеи просто «не пойдет». Цели проекта «Музей СССР», официально сформулированные в презентации «Опережая время», выглядят слишком общо: поиск идеи, объединяющей историю России разных периодов; воспитание патриотизма; повышение международного престижа России, сохранение общего культурного пространства народов бывшего СССР; музеефикация советской истории; реконструкция и модернизация памятников советского периода; развитие внутреннего и въездного туризма. Если бы вы были частным инвестором, стали бы вы вкладываться в «поиск идеи»? А в «воспитание патриотизма»? А в «дружбу народов»? И какого архитектурного воплощения это потребует?
Создателям музея предстоит ни много ни мало изобрести и «приземлить» в Ульяновске нечто, сопоставимое по значимости с национальной идеей. Потому что музей СССР претендует на статус национального, уровня Эрмитажа. Каким он будет и на кого рассчитан? На тех, кто ностальгирует по СССР и социализму? Но поколения меняются, а с ними уходит и ностальгия. Музей для патриотов? Но патриотизм – не цель политики, а ее следствие, к тому же куда вы денете «непатриотов», тех же иностранных туристов, на которых собираетесь в основном и зарабатывать. Проект примирения России? Но не вечно же будет длиться эта незримая гражданская война. Единственно верный подход, как мне кажется, – исторический: показать историю СССР как можно нагляднее, во всей ее полноте и многообразии, ничего не замалчивая и не выпячивая. Сделать так, чтобы эту историю можно было потрогать, даже «поиграть» с ней.

История СССР: подъем или упадок?
Но и тут трудно прийти к консенсусу. Для писателя Проханова эта история будет историей невиданных побед, восхождением от вершины к вершине, историей красной империи под водительством православного святого Сталина. (Тогда непонятно, почему такая замечательная сильная империя в одночасье развалилась, глупо же считать, что пришел Горбачев, ткнул пальцем СССР, и он рассыпался.) Или же история СССР, несмотря на победу в войне, БАМ и ДнепроГЭС, – это история его упадка? Будет ли человек по выходе из музея испытывать гордость за достижения страны или ужас от количества жертв, которых они потребовали? Могут ли эти противоречивые чувства совмещаться в одном сердце? Сергей Лаковский несколько уклончиво говорит, что СССР – это огромный резервуар смыслов, которые надо понимать. Но как тогда должен выглядеть музеефицированный резервуар смыслов? И, кстати, как насчет Ленина: он таки великий гений или великий душегуб? И «сколько Ленина» оставить в музее СССР?
В российском обществе нет однозначных ответов на эти вопросы и долго еще не будет. Ближайшие год-полтора, видимо, придется посвятить кропотливому осмыслению концепции музея со стратегических позиций. Транслировать идейный раскол в корректную, да еще и привлекательную для туристов, экспозиционную стратегию – задачка не из легких. К тому же всегда найдется значительная часть общества, которая скажет: не надо ничего делать, пусть все останется как есть. Поэтому первую и самую важную порцию инвестиций придется вложить в общественную и экспертную дискуссии, в независимые социологические исследования. Ведь проект, не получивший одобрения общественности, будет рассматриваться как навязанный властью, как прихоть чиновников за народные деньги. Уровень, ширина и глубина предварительной дискуссии должны быть беспрецедентными: она должна пройти и в профессиональном сообществе, охватить разные социальные и творческие слои, выйти в школы и институты, подняться на федеральный уровень и опуститься до «простых» людей. Уже сегодня пора составлять график «круглых столов», соцопросов, дебатов и фокус-групп, уделив особое внимание вопросу: а судьи кто? То есть кому поручим подводить итоги дискуссий, аккумулировать и обрабатывать полученное «дискуссионное сырье», делать выводы без оглядки на авторитет первых лиц области и страны?

Музей не роскошь, а средство продвижения
Музей СССР мог бы придать Ульяновску имидж «столичности». «Мы проектируем не роскошь, а машину, которая обеспечит поток доходов в страну, – утверждает заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии РАН Николай Никишин. – Проект способен генерировать до 15 миллиардов рублей в год и вернуть вложения за период своего создания до 2022 года». Но это, разумеется, стоимость шкуры неубитого медведя. Пока еще предстоит обсудить, как организовать на него охоту, не перестреляв своих. В конце концов, из этой затеи может ничего не выйти. Например, обсуждение покажет, что народу ничего такого не надо либо консенсус недостижим по причине того, что прошло мало времени с момента распада СССР и тема еще «болит» (нельзя же музеефицировать живую ткань – она начнет разлагаться). Но даже тогда положительным результатом будет сам факт общественной дискуссии.