Такой диагноз поставил ульяновским дорогам министр промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин.

В лексике наших дорожников появляется все больше устрашающих слов, которые принадлежали изначально либо медицинской сфере, либо военной. Например, «хронический недоремонт»: именно из-за этой диковинной болезни, по мнению Андрея Тюрина, износ дорог Ульяновской области составил 70 процентов – около 3300 километровиз 4579 находятся в неудовлетворительном состоянии. Министр называет плачевное состояние магистралей не иначе как «разрушением дорог», которое надо ликвидировать.

При этом в правительстве области всегда ищут врагов, которые виноваты в том, что дороги в области разбиты вдребезги. Судя по отчетам чиновников, сражаться приходится с трехглавым змеем, который олицетворяет собой бизнес, муниципалитеты и подрядчиков.

Бизнес
В этом году правительство региона вновь объявило, что сумма дорожного фонда (читай – денег на ремонт трасс) стала рекордно большой. Никогда еще столько средств не направлялось, однако и их, что удивительно, не хватает. Отсюда и этот регулярный «недоремонт» – одну дорогу отремонтировали, а рядом с ней асфальт развалился. И ладно бы качественным был ремонт… – Проверки показали, что нарушается технология производства, – говорит Андрей Тюрин. – На некоторых заводах использовался некачественный уфимский и нурлатский битум, который мы запретили. У многих производителей нет оборудования для контроля за качеством асфальтобетонной смеси.

Некачественный асфальтобетон называют одним из главных виновников плохого ремонта дорог. Поэтому ульяновские заводы обязали закупать оборудование, которое контролирует качество этой смеси, но этого сделано не было. Отчасти по такой вот причине, а отчасти из-за плохих погодных условий в апреле было запрещено проводить карточный ремонт дорог.

По каждому провинившемуся заводу составлен перечень материалов и оборудования, которые нужно закупить, прежде чем запустить производство. Пока работа стоит. 15 мая обещают провести повторную проверку всех асфальтобетонных заводов, на них возьмут пробы смеси, которая используется при ремонте.

Правительство кивает на малый бизнес, который занимается производством асфальтобетона.

– Нужно контролировать этих «деятелей», заявил губернатор Сергей Морозов. – Мы, можно сказать, поставили на ноги эту отрасль, дали шанс нашим производителям заниматься дорогами, а что теперь? Мы, что ли, виноваты в плохом ремонте? Нужно их наказывать, возбуждать административные дела, показывать провинившихся населению…

Муниципалитеты

Кивает правительство и на недобросовестные администрации муниципальных образований области, которые «не очень охотно занимаются ремонтом». Так, из дорожного фонда были выделены деньги на закупку дорожной техники для районов, за которую они расплачиваются небольшими частями. Однако деньги не перечисляют, а техника простаивает.

На заседании правительства губернатор сообщил о своем решении в отношении недобросовестных районов – до 1 июля должна наладиться и выплата, и использование дорожной техники, иначе ее просто изымут из пользования. Для отслеживания работы применят легендарный уже ГЛОНАСС, который к чему только ни примеряли: и к технике, и к маршруткам… Еще одна проблема, которую повесили на нищие районы, – отсутствие контроля за качеством ремонта. У районов нет возможности технического надзора, поэтому им порекомендовали заключить договоры с теми организациями, которые могут осуществлять контроль. Разумеется, никаких соглашений заключено не было, хотя препятствий для этого руководство области здесь никаких не видит – вина полностью возложена на глав администраций районов.

Между тем, пока нет надзора за качеством работ, нет смысла и вести ремонтные работы – такую позицию заняло министерство транспорта.

– Ликвидировать разрушения на дорогах нужно, – считает Андрей Тюрин. – Но делать это необходимо, только если позволяют силы и средства обеспечить качество работ. Конечно, гарантийный ремонт выполняется, но заплатка – она и есть заплатка.

Подрядчики
Еще один враг наших руководителей-дорожников – подрядчик, который систематически некачественно выполняет ремонт дорог. По всей области провели проверку уложенного в прошлом году асфальта и остались недовольны – выбоин множество и в городе, и в районах. Теперь подрядчики выполняют гарантийный ремонт. Проще говоря – латают дырки, чтобы в следующем году опять их залатать. Всякий раз карточный ремонт неизбежно превращается в ямочный, потому что сделать дорогу качественно один раз, видимо, никто не собирается. В Ульяновске сейчас, например, должны ремонтировать по гарантии сразу несколько дорог – от улицы Гончарова до Московского шоссе.

Кроме того, что сам ремонт (и гарантийный в том числе) не самый качественный, так еще и культура производства вызывает у министерства промышленности и транспорта нарекания. После подрядчиков остается грязь, участки работ не приводятся в нормальное состояние.

Борьба с этой «головой змея», пожалуй, самая долгая и веселая – чего стоят одни только доски позора в Ульяновске, которые наделали много шума в прессе, но мало повлияли на положение дел. При этом система заключения госконтрактов через аукцион не улучшила ситуации – качество ремонта осталось прежним, зато до сих пор не все договоры с подрядчиками заключены. Окончательно эта работа, согласно официальной информации, завершится лишь 15 июня. Хотя, как показывает опыт прошлых лет, конкурсы могут затянуться.

Например, ремонт дорог на школьных маршрутах заканчивали в страшной спешке, чтобы успеть к началу учебного года. Использовали при этом малоэффективный местный материал, который обнажал старые колдобины спустя месяц после укладки нового покрытия. В этом году обещают все 48 плохих школьных дорог закатать в асфальтобетон и сделать это аккурат к 25 августа.

Во всем этом руководство области отводит себе роль контролирующего органа, который постоянно готов осуществлять проверки: то с помощью министерства, то с помощью Счетной палаты, то с помощью народного контроля, то привлекая прокуратуру. Надзорные органы плодятся, но всякий раз эта контрольная деятельность заканчивается тем, что чиновники разводят руками: а что мы могли сделать?

Деньги-то выделили…

Сергей Гурьянов