Атеисты мира не устают изобретать все новые приемы в отстаивании своего места под солнцем. Англичане додумались уже и до открытия атеистических церквей.

Британцы в этом деле, кажется, рекордсмены.

Не так давно прошумел их проект с курсировавшими по Лондону автобусами, на которых была крупная надпись о том, что Бога, возможно, нет. Несмотря на то, что этим ничего не утверждалось, а высказывалось лишь сомнение, проект вызвал скандал, в результате которого надпись с автобусов убрали. На смену пришла еще более громкая акция.

А именно: на севере Лондона открылась атеистическая церковь – в здании бывшей церкви, ныне пустующей. На «службах» в ней слушают хиты чернокожего певца Стиви Уандера и группы Queen, читают сказку Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес», а в качестве «проповеди» перед ними выступают с лекциями ученые-физики. Любопытно, что эту затею критикуют уже не только верующие, но и атеисты, опасающиеся, что таким образом превратят в религию и сам атеизм.

Собравшиеся же на первую «службу», которых было около 300 человек, говорили, как отмечает «Огонек», о чувстве общности и о том, что для них это шанс провести время с другими людьми, не ударяясь в религию. А вообще эта «церковь» – наверное, реакция на агрессивную экспансию клерикализма, причем всех конфессий. Кроме, возможно, буддистов, ведущих себя, как и завещал Будда, отстраненно. Они слушают не столько своих соплеменников, сколько Вселенную, слушать которую можно в принципе и в одиночестве. Остальные меньше слушают и говорят с Богом и больше жаждут подчинить своей вере других и раздражаются, когда это не удается.

Россия, еще вчера бывшая стопроцентно атеистической, теперь почти впереди планеты всей. Спрятав билеты членов КПСС с портретом Ленина подальше, нынешние руководители стоят в церквах со свечками и усердно крестятся (иногда, правда, путаясь, с какой стороны на какую делается знамение). И чем неистовей они крестятся, тем злее становятся, и тем злее официальные иерархи. Достаточно вспомнить хотя бы историю той же группы Pussy Riot или послушать представителя патриархии Всеволода Чаплина, снедаемого, похоже, одним-единственным желанием – испепелять. У нас, правда, реакция на эту злобу жестче, чем в Англии, – вплоть до спиливания крестов. У нас, впрочем, все жестче. Но это-то экстремизм, с которым и методы борьбы особые, а что делать спокойным атеистам в России? Сейчас в Госдуме обсуждается идея уголовного преследования за так называемое оскорбление чувств верующих. Попадут ли под такую защиту и атеисты, люди верящие, допустим, в прогресс или во всесилие науки, или же они останутся в своей стране изгоями? Не праздный, между прочим, вопрос, атеисты-то ведь тоже люди. По-моему.

Сергей Поленов