Идея ульяновских чиновников отреставрировать надгробную плиту с захоронения основателя Симбирска Богдана Хитрово в Новодевичьем монастыре и изготовить ее копию для Ульяновска вызвала споры в краеведческих кругах.
По словам краеведа Владимира Гуркина, та надгробная плита, которую авторы идеи хотят отреставрировать за счет бюджетных средств, принадлежит могиле не Богдана Хитрово, а его жены. Во всяком случае, говорит он, в блоге председателя комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева размещено именно ее расколотое надгробие, о чем свидетельствует надпись на нем: «Лета 7201-го июня 29 на память первоверховных апостолов Петра и Павла преставлена раба Божия боярина и дворецкого Богдана Матвеевича Хитрово жена ево вдова боярыня Марина Ивановна погребена…».
– Что касается могильной плиты самого Богдана Хитрово, то она находится в гораздо лучшем состоянии, несмотря на 333-летнюю историю, чем тротуарная плитка, выложенная в городе несколько лет назад. На фотографии можно видеть, что надпись на ней с учетом времени и разных социальных потрясений хорошо сохранилась и гласит: «Лета 7188-го марта в 27 день на память матери нашей Матроны Селунския преставился Болярин и Дворецкий и Оружейничей Богдан, зовомый Иов, Матфеевич Хитрово в третьем часу дня … да тут же погребена дщерь его младенец Ирина». Год 7188-й указан от сотворения мира, как это было принято в допетровскую эпоху, то есть 1680 год от рождества Христова. Имя Иов говорит о том, что Богдан Матвеевич родился около дня Иова (6 мая по православному календарю) и был крещен под этим именем, – говорит Гуркин.
Там же имеется «осовремененная» надпись для туристов: «Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680), боярин, дворецкий и оружейничий царя Алексея Михайловича, основатель города Симбирска, участник взятия Смоленска, Минска, Вильно, Ковно, Гродно, Динабурга, Копенгаузена и Риги во время войны 1653-1667 годов. Один из просвещеннейших людей своего времени. Возглавлял царские художественные мастерские, Оружейную палату, руководил в 1666 году обновлением Смоленского собора Новодевичьего монастыря. С ним похоронена дочь Ирина». Причем, по славам краеведа, эта же надпись ошибочно приведена в качестве надгробной в статье о Хитрово в Симбирской-Ульяновской энциклопедии.
– Не берусь судить, насколько нужна копия такой плиты для жителей Ульяновска, но если есть деньги, то не лучше было бы сделать что-то для местных памятников, – говорит Владимир Гуркин. – Например, разделить, наконец, памятники Гончарову и Столыпину, соединенные вместе, как «сиамские близнецы», волею судьбы к 300летию Симбирска-Ульяновска, или подумать о спасении самого древнего каменного сооружения на территории Ульяновской области – Канадейской башни, которая за последние годы разрушилась, судя по публикациям, более чем наполовину.
Дмитрий Минаев