Одно из некогда «брендовых» предприятий, единственная на всю область мельница с объемами переработки до 500 тысяч тонн зерна в сутки и выработкой 370 тысяч тонн муки – ООО «Симбирскмука» – объявлено банкротом. На предприятии начались массовые увольнения. Информация эта особо нигде не афишируется, однако в прессу она все-таки просочилась.

Массовые увольнения
В московском издании «Коммерсант» в №4 от 12 января 2013 года было опубликовано объявление о том, что 24 мая прошлого года Арбитражный суд Ульяновской области ввел в отношении общества с ограниченной ответственностью «Симбирскмука» процедуру банкротства – наблюдение, утвердил временным управляющим Павелкина Юрия Ивановича (он же – управляющий Торгового Дома «Ульяновсксахар», дочернего предприятия Ульяновского сахарного завода – ред.). Мы можем лишь предполагать, что происходило на «Симбирскмуке» в этот период. Возможно, речь идет о преднамеренном банкротстве. Но именно с 18 сентября прошлого года началось массовое увольнение работников «Симбирскмуки». Без работы остались сразу 170 человек. Начиная же с 2011 года, по слухам, уволены были около 300 человек. 22 ноября 2012 года ООО «Симбирскмука» официально объявлено банкротом. Без средств к существованию остались десятки семей. Для города Ульяновска это может быть и не так страшно. Триста человек просто «растворились» в многотысячном городе. Если же ситуация повторится на Ульяновском сахарном заводе, для рабочего поселка Цильна это станет настоящей трагедией. А повторение вполне возможно, ведь эти предприятия уже с десяток лет, с момента прихода к власти в регионе Шаманова и его команды и по сей день, связаны незримой нитью.

Дивиденды власти
Началось все в 2002 году, когда в стране сложилась практика своеобразного «бизнеса» – помочь кому-то прийти во власть, а потом получить проценты с этой помощи. С приходом Шаманова все ключевые посты в областной администрации заняли «пришлые» люди. Несколько постов получили люди из клана Никиты Михалкова, товарища генерала по охоте в подмосковных лесах. Сергей Ильинский, близкий приятель Михалкова, получил пост вице-губернатора по продовольствию и торговле. Представительство области в Москве возглавил сначала зять Михалкова Баков, а затем Александр Котелевский, директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Его брат Сергей Котелевский позже возглавил «Симбирскмуку». Но истинным лидером клана считался Дмитрий Пиорунский, первый зампред правления Союза кинематографистов и Российского фонда культуры. Сначала он становится советником губернатора, затем зама губернатора по экономике. Советником же был назначен и еще один сотоварищ Михалкова – Михаил Миримский. Начался активный передел собственности. Он неизменно заканчивался в пользу пришлых. В итоге во главе наиболее ценных предприятий, встали Сергей Ильинский («Симбирскмука», «Ульяновский сахарный завод», «Цильнинский элеватор»), Дмитрий Пиорунский («Ульяновский сахарный завод», «Цильнинский элеватор», «Авиастар») или их люди. Участь преднамеренного банкротства и последующей смены собственника постигла спиртной и ликеро-водочный заводы, облторг, цементный завод… Подобная судьба ожидала и предприятие федерального значения «Авиастар», процедура банкротства которого была приостановлена лишь после прямого указания из Кремля.

Ювелирная махинация
Яркий пример махинаций – судьба акций сахарного завода. Договором от 12 марта 2002 года они были проданы не кому-нибудь, а той самой «Симбирскмуке», возглавляемой Ильинским и Котелевским. Цена сделки при рыночной стоимости акций в 200-250 миллионов составила всего 33 миллиона рублей, причем право собственности перешло к «Муке» уже после уплаты первого взноса в 5 млн. руб. В июне решением суда на акции был наложен арест, но оказалось, что «Симбирскмуке» они уже не принадлежат. Их продали УП «Средняя Волга» за те же 33 млн. руб., но первый (контрольный) взнос составил всего… две тысячи рублей. Но и у «Средней Волги» акции надолго не задержались. Она по-быстрому их сплавила за векселя с годичным сроком погашения сразу нескольким волгоградским и московским фирмам. Не составило большого труда выяснить, что за новыми владельцами прибыльного завода стоит Михалков. Созданная им коммерческая группа «НИКОС» в лице Пиорунского и Бакова уже была замечена в подобных сделках с перспективными химическими предприятиями Волгограда. Цель преследовалась очевидная – закредитовать и обанкротить предприятие. Но тогда против этого резко восстал глава Цильнинского района, на территории которого находится завод, Ханяфи Рамазанов. Его действия смешали «захватчикам» все карты.
У завода, по последним данным, около двух миллиардов рублей долгов, а его стоимость, по мнению аналитика управляющей компании «Финам менеджмент» Максима Клягина, судя по доступным данным отчетности предприятия, составляет 300 миллионов рублей.
По итогам прошлого года завод произвел более 80 тысяч тонн песка на сумму около 2 миллиардов рублей.
Не абсурд ли при миллиардных доходах иметь такие долги? Куда «ушли» полученные заводом по итогам года прибыли? И с какой целью вновь взят кредит?

Параллели судьбы
Возможно, именно на «Симбирскмуке» «отрепетировали» процедуру банкротства сахарного завода, ведь два предприятия по-прежнему связаны между собой одними и теми же хозяевами. Такой вывод можно сделать, познакомившись со списком аффилированных лиц ОАО «Ульяновский сахарный завод», который опубликован на официальном сайте завода. Поясним, что к аффилированным лицам предприятия относятся лица, способные оказывать влияние на деятельность завода. Так вот, в этом самом списке аффилированных лиц мы видим кроме членов Совета директоров, все тот же ООО «Торговый Дом «Ульяновсксахар» (управляющий Павелкин) Михаила Миримского, ООО «Группа НИКОС», ООО «Симбирскмука», ОАО «Волгаторг», ОАО «Волгапродукт» (все три предприятия зарегистрированы по одному юридическому адресу). Нетрудно проследить связанную цепочку завуалированных действий возможного преднамеренного банкротства предприятия. И слухи о якобы готовящейся продаже завода, вероятно, всего лишь ширма для подковерной игры – толкнуть предприятие в пропасть.
Понятно одно: те предприятия, которые когда-то составляли славу области и должны были бы обеспечить прорыв региона в будущее, о которых столько раз с предыханием и проникновенным закатыванием глаз говорили высшие должностные лица ульяновского региона – исчезли, развалены, обанкротились… Среди них лучший ликеро-водочный завод, лучший цемзавод, лучшая кондитерская фабрика, пивзавод, предприятие самолетостроения, теперь вот мукомольное предприятие. И, к сожалению, процесс этот не прекращается. Многие из приведенных в статье предприятий можно и нужно было спасти. Но руководство области предпочло лишь постороннее наблюдение. Возникает вопрос: кто следующий?
Михаил ЯШИН

При подготовке статьи использовалась информация, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет.