Проблемы здравоохранения – одна из главных болевых точек современной России. Пациентом, увы, может стать каждый и сразу поймет, что болеть у нас нельзя. Вот и в Ульяновской области постоянно говорят о необходимости повышения качества и доступности медицинских услуг: проводятся совещания, составляются программы, внедряется дополнительный контроль, создаются рабочие группы по разработке предложений. Однако сдвигов к лучшему в бюджетной медицине мало. Больниц не хватает, врачей – тоже, очереди к ним растут, платные услуги не дают вздохнуть. Страдают и пациенты, и медики. Власти отчитываются о росте заработков в здравоохранении, о повысившейся средней зарплате, но реально рабочий день врача или медсестры оценивается лишь в районе прожиточного минимума.
Почему так происходит и как все-таки исправить ситуацию? Своим мнением делится Алексей Куринный – главный врач Ульяновского областного травматологического центра, хирург, кандидат медицинских наук, преподаватель медфака УлГУ. Одновременно он является депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, членом фракции КПРФ. Поэтому наш собеседник рассматривает проблему одновременно как специалист и как парламентарий, участвующий в законотворчестве.
– Алексей Владимирович, за счет чего все-таки можно повысить качество и доступность нашей медицины? Что Вы видите главным в этой задаче?
– Нужно безотлагательно решать вопросы материально-технического обеспечения государственных медицинских учреждений и оплаты труда их работников. Другого не дано. Иначе специалисты высокого класса так и будут уходить из бюджетной медицины или искать полузаконный приработок. Я абсолютно убежден, что начинать модернизацию здравоохранения надо было с кадрового вопроса, и основной мерой должно было стать повышение оплаты труда медиков. В центре любого дела стоит специалист: он работает на современном оборудовании, осваивает новые технологии, он контактирует с больными. На нем лежит огромная ответственность за жизни и здоровье людей.
– Но ведь выходили указы президента РФ, которыми установлены сроки и механизмы повышения зарплаты медикам…
– В том-то и дело, что речь там идет о заработной плате в целом, а не о ставках врача или медсестры. В понятие заработной платы входят всевозможные доплаты – работа на несколько ставок, когда медработник, чтобы содержать семью, практически живет в больнице, эмоционально и физически выгорает. Плюс вредность, ночные дежурства, оплата за качество и даже платные услуги, распространение которых, с одной стороны, осуждается, а с другой – это часть зарплаты специалистов, которую нечем заместить. А сами базовые ставки почти не выросли: у начинающего врача -около 6000 рублей, у врача высшей категории с большим стажем – до 10000. Все остальные доплаты рассчитываются от этой базы. Так что средняя зарплата – это разговор ни о чем. Даже внутри одного учреждения заработки у разных специалистов различаются в два-три раза – в зависимости от наличия вакансий, степени перегрузки, персональных доплат, как у анестезиологов.
Несправедливым считаю и то, что в соответствии с указами президента повышение зарплаты в здравоохранении привязано к средней по региону. Напомню, что зарплата врача к 2018 году должна быть не ниже двух средних зарплат по области. И выходит, что в одном государстве за одну и ту же работу бюджетники будут получать в разы различающуюся зарплату – ведь средние зарплаты регионов сильно отличаются.
– В последнее время первые лица государства говорят о том, что необходимые средства федеральный центр выделил, но регионы ими неправильно распорядились.
– Финансирование системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в 2013 году действительно выросло. Но ведь с федерального уровня нам передали в качестве дополнительных те средства, которые ушли в федеральный фонд ОМС из региона. Одновременно сократилось финансирование здравоохранения из облбюджета. Еще один отрицательный момент: распределение денег из федерального фонда ОМС тоже ориентировано на среднюю зарплату в регионе. Чем больше разница между зарплатами медработников и средней по региону, тем больше помощь из центра. А в Ульяновской области средняя зарплата невысока, разница между ней и зарплатами медиков не позволяет получать достаточные средства по линии ОМС.
Так что в целом по всем источникам финансирования на ульяновское здравоохранение средств реально выделено лишь на 6 процентов больше прошлогоднего. То есть система увеличения финансирования здравоохранения в России изначально была сконструирована с большими перекосами.
– Какой Вы видите выход?
– Государству надо переходить на единый принцип оценки заработной платы медработников, опираясь на ставку с общей базой по всем субъектам. Например, хирургам по всей стране дать месячную ставку 30 тысяч рублей, терапевтам – 25 тысяч. А далее пойдут доплаты и региональные надбавки в зависимости от возможностей. Безусловно, потребуется выделение дополнительных средств и перераспределение от богатых регионов остальным – но это правильно и справедливо. Такой я вижу ближайшую задачу.
Если же говорить о долгосрочной стратегии, то без финансирования здравоохранения на уровне 6 процентов от ВВП в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения Россия не сможет поддерживать современный уровень оказания медпомощи. Сегодня консолидированный объем ассигнований на государственную систему здравоохранения в России едва дотягивает до 4 процентов от ВВП. Продолжительность жизни и смертность россиян также напрямую зависят от этих расходов. Именно хроническое недофинансирование медицины из бюджета привело к бурному росту платных услуг в государственных медучреждениях, появлению и росту случаев взимания незаконных платежей с населения медицинскими работниками. Не будет нормального финансирования – не будет доступности и качества медицинских услуг, продолжится коммерциализация здравоохранения.
– Государство выделяло солидные средства под модернизацию здравоохранения…
– Модернизация лишь закрыла дыры от предыдущего многолетнего недофинансирования отрасли в части материально-технического обеспечения. И это, по оценкам экспертов, в лучшем случае треть от существующей капитальной потребности. Кроме того, по оценке министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, необходимо еще порядка 800-900 млн рублей в год только на текущее содержание государственной системы: реализацию стандартов, порядков, повышение зарплаты, всего, что прописано в новом законе и указах президента. В нашей Ульяновской области, например, на момент принятия облбюджета 2013 года дефицит только на содержание системы здравоохранения составлял более 400 млн рублей. Это не считая средств на необходимые капитальные вложения.
– Где же взять такие огромные деньги для медицины?
– Это уже политика, и все же напомню, что КПРФ неоднократно отвечала на этот вопрос. Необходимо введение прогрессивной шкалы налогообложения, что, по оценкам экспертов, принесет около триллиона рублей дополнительных доходов в российский бюджет в год. Национализация стратегических предприятий, связанных с использованием природных ресурсов и энергетикой, – еще 350-600 млрд рублей. Введение монополии государства на производство этилового спирта даст дополнительных 500 млрд рублей ежегодно. Дополнительные средства могут появиться и от сокращения чиновничьего аппарата, и от действенной борьбы с коррупцией, съедающей до 30 процентов национального дохода. Все это реально осуществимо при наличии государственной воли и команды единомышленников-управленцев, для которых интересы общества и государства выше корпоративных.
– Мы перешли к политике…
– Правильно, потому что политика – это не только простое отражение того, что в обществе и экономике происходит, – это направляющее, а порой и главнейшее формирующее звено общественных, экономических и социальных процессов в стране.
Почему у нас морально деградируют все институты общества, включая здравоохранение, образование? Потому что нет соответствующей государственной политики, идеологии. Есть призывы к созданию сильного государства, однако реальных действий не происходит. Пропагандируется потребление, обогащение любой ценой, но не служение обществу и государству, что должно быть первоочередным. Неудивительно, что отношение общества к врачам, учителям прогрессивно ухудшается. Да и новые люди приходят работать в эти сферы тоже с другими мыслями. Все это вкупе с низкой оплатой труда приводит к тому, что ни врач, ни учитель не чувствуют себя нужными государству, предоставлены сами себе. Не хочу быть моралистом, но без здорового, грамотного, нравственного человека, ощущающего себя нужным и востребованным государством, не будет нормального общества, прогресса.
– Возвращаясь к здравоохранению, все, о чем Вы говорили, требует решений на федеральном уровне. А что можно сделать непосредственно в области, чтобы улучшить доступность и качество медицинских услуг?
– Начать надо с увеличения финансирования этой сферы из областного бюджета.
– Или задавить население платными услугами?
– Это другой вариант, кстати, не такой уж и фантастический. Платные услуги развиваются, потому что у людей есть неудовлетворенная государственной системой потребность. Это может быть или из-за плохой доступности – например, в дальнем Засвияжье до сих пор нет второй необходимой поликлиники, и там платные центры прекрасно живут и развиваются, людям просто некуда деваться, они вынуждены платить. Или это происходит из-за низкого качества медицинской помощи в государственных учреждениях – когда нет необходимых условий, специалистов, оборудования, технологий и т.д. опять же вследствие недостатка финансовых средств. Но в целом – это тупиковый путь: ведь большинство ульяновцев не имеют высоких доходов.
– Откуда в напряженном облбюджете можно перебросить деньги на медицину?
– Можно сократить огромные расходы на управление: они достигают сегодня 10 процентов бюджета. Можно использовать средства, которые тратятся нерационально: на различные шоу-мероприятия, презентации, конгрессы, форумы, фестивали, бесконечно проходящие в Ульяновской области. Да, это заметно, престижно, звучит на всю страну. Однако здравоохранение – жизнеопределяющий элемент общества. Без современного здравоохранения, без, повторюсь, вложения в человека невозможно развитие ни региона, ни страны. А увеличение финансирования в свою очередь должно подкрепляться жестким контролем за расходованием средств.
Фракция коммунистов в ЗС, кстати, голосовала против облбюджета с неразумными тратами, с одной стороны, и дырами в бюджете социальных отраслей, с другой. Но нас в Законодательном Собрании только четверо, переломить мнение 26 остальных депутатов – в основном из «Единой России» – невозможно.
– В чем тогда Вы видите роль парламентской оппозиции сегодня?
– Теоретически оппозиция нужна для независимого информирования общества о происходящем, для вскрытия фактов нарушений закона, для защиты прав и свобод человека с помощью депутатского мандата, для предложения альтернативных вариантов действий по тому или иному вопросу. Если говорить практически, То по инициативе фракции КПРФ в нынешнем созыве ЗС проведены сотни проверок контрольными органами, предотвращены десятки случаев нарушения закона, возбуждены многие уголовные дела. Были и конкретные действия депутатов. Взять точечную застройку. По моему избирательному округу в Засвияжье удалось отстоять семь участков, намечавшихся под такую застройку, которая явно нарушала права людей – и была выгодна только застройщикам.
И за необходимые областные законы, направленные на открытие новых детсадов, поддержку малообеспеченных слоев населения, многодетных семей, газификацию и т.д. наша фракция тоже голосовала, а не только правящая партия, которая приписывает все заслуги себе. А вот по сомнительным решениям, а порой и откровенно вредным мы голосовали против: по неэффективным затратам бюджета, по широкой оптимизации сельских школ… Но большинством голосов решения, к сожалению, прошли.
Депутаты-коммунисты неоднократно предлагали законопроекты, которые могли улучшить жизнь простых людей в области. Все они, как правило, блокировались представителями правящей партии. Мы, например, вносили проект, где четко прописывались группы населения, которые могут получать бесплатные лекарства за счет региона. Наш законопроект был отвергнут. Сегодня обеспеченность населения Ульяновской области необходимыми бесплатными лекарствами за счет областного бюджета составляет лишь 20 процентов от существующей потребности. Фракция КПРФ предлагала принять областной закон о парламентском расследовании. Это – один из эффективнейших механизмов контроля во многих странах . Расследование ведут депутаты – открыто, гласно -с привлечением профильных специалистов, с открытыми заседаниями, с публикацией результатов, с принятием необходимых мер реагирования, в первую очередь законодательных. По этому механизму несколько лет подряд мы предлагали рассмотреть вопрос о том, почему ежегодно огромные средства бюджета, затрачиваемые на ремонт и строительство областных дорог, тратятся впустую, проверить, куда же деваются средства граждан, уплаченные за жилищно-коммунальные услуги, почему за бесценок распродается областное имущество. Однако под предлогом «как бы чего не вышло» предложения были отвергнуты единороссовским большинством. Здравые предложения оппозиции в ЗС, как правило, не принимаются либо блокируются, а потом выдаются за свои.
– Возможно, предстоящие сентябрьские выборы изменят соотношение сил в ЗС? Или люди уже махнули на все рукой от бессилия?
– Надеюсь, не махнули. Хотя действующей властью людям регулярно внушается, что любые перемены могут привести к худшему и надо держаться за некую стабильность, несмотря на зашкаливающую коррупцию, тотальное воровство, гигантское расслоение общества по доходам. Одновременно исподволь культивируется мнение, что от выборов все равно ничего не зависит – власть все равно обеспечит себе победу.
Однако количество, что называется, думающих граждан растет. В российском обществе есть запрос на перемены, он становится все острее. Ключевая тема запроса – социальная справедливость. Люди прекрасно видят несправедливость. Как на общенациональных богатствах наживается узкая группа прикормленных компаний. Как безо всяких на то объективных оснований повышается плата за ЖК-услуги, а коммунальные короли вмиг становятся миллиардерами. Как стремительно растут доходы одних и постоянно не хватает денег на повышение зарплаты другим. Как государственные чиновники призывают к патриотизму, а сами учат детей за рубежом. Таких «как» все больше вокруг.
Реализовать этот запрос на справедливость законным путем можно лишь с помощью выборов. Ведь если отвлечься от нюансов, то последние десять лет нами управляют одни и те же люди, а мы хотим каких-то изменений к лучшему. Без перемен в системе управления, без борьбы идей, без закономерной смены всего старого, отжившего свое, косного – перемен просто не будет!
В этой связи мы ожидаем активности избирателей на сентябрьских выборах. Ожидаем появления весомой альтернативы правящей партии в ЗС: тогда Законодательное Собрание перестанет быть автоматом для голосования, каким оно было последние пять лет. Убежден, представительство оппозиции в ЗС вырастет при честных выборах. Другого варианта нет, если мы хотим реализовать наш запрос на справедливость.

Владимир САМАРИН, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области