В номере за четверг в «СК» вышла публикация о работе общественного транспорта в столице Эстонии Таллине, где трамваи, троллейбусы и автобусы перевозят пассажиров бесплатно – в мэрии посчитали, что так выгоднее. Не менее интересен опыт Уфы. Там за счет умелых действий местных властей стоимость проезда в автобусах и маршрутных такси удалось снизить в полтора раза – с прежних 15 до 10 рублей.

В марте этого года уфимская мэрия организовала конкурс на право осуществлять пассажирские автоперевозки на внутригородских маршрутах. На конкурс выставлялось 80 маршрутов, которые поделили между собой 14 операторов, в том числе государственное предприятие «Башавтотранс», получившее в управление десять маршрутов, из которых наиболее протяженный и самый популярный у горожан маршрут №226 «Телецентр Уфимский ДОК». Среди условий конкурса организаторы указали такие критерии, как предоставление максимального количества автобусов большой и средней вместимости на определенные линии, выезд и движение по маршруту строго по расписанию, высокая культура вождения, цивилизованное облуживание пассажиров. В итоге, по мнению конкурсной комиссии, в наибольшей степени этим требованиям отвечал «Башавтотранс». После того, как автобусы ГУПа вышли на линии, работавшие ранее на десяти маршрутах перевозчики оказались в роли нелегалов. Однако частные перевозчики отказались уходить с рынка пассажирских перевозок – несмотря на отсутствие договоров с городской администрацией, имея на руках лишь лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Желая переманить к себе пассажиров, частники снизили цену на проезд до десяти рублей, рассчитывая на то, что государственный перевозчик не выдержит демпинга и уйдет с маршрутов добровольно. Но, как оказалось, не тут-то было. «Башавтотранс» принял вызов и также снизил стоимость своих услуг на те же пять рублей. Отхлынувшие было к нелегалам пассажиры вернулись в большие комфортабельные автобусы.

Конечно, действиями властей Уфы недовольны и частные, и государственные извозчики. Первые – за то, что согнали с прибыльных маршрутов, вторые – за то, что позволяют нелегалам диктовать свои условия. Впрочем, в мэрии в происходящем видят только плюсы. Ведь конкуренция, во-первых, привела к снижению транспортных расходов населения, во-вторых, улучшила качество обслуживания пассажиров. Простой народ редко хвалит власть, однако уфимцы признают, что в этом случае городские руководители встали-таки на сторону горожан.

Вместе с тем в Ульяновске, по словам участников рынка, такая ситуация едва ли возможна, хотя все условия для этого есть – в городе действуют несколько десятков частных перевозчиков и единственное государственное пассажирское предприятие ОАО «ПАТП-1».

– Рынок пассажирских перевозок в Ульяновске строго поделен на сферы влияния определенных полукриминальных групп, подконтрольных региональным и городским чиновникам, – рассказал на условиях анонимности один из бывших перевозчиков. – Конкурсы на право организации пассажирских перевозок, в отличие от той же Уфы, разыгрываются по строго определенным маршрутам, куда игрокам «со стороны» попросту не пробиться.

Вадим Пилюков