Главной особенностью Пятого Международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени В.М. Леонтьевой «От всей души», который открылся 25 мая, стало, пожалуй, то, что в Ульяновск приехала любимая нашим народом Барбара Брыльска. Уже скоро три десятка лет мы ежегодно видим ее под Новый год в бессмертной роли Нади Шевелевой из «Иронии судьбы».
Некоторые до сих пор недоумевают, почему во всем СССР нельзя было найти русскую актрису на эту роль.


«Влюбить в себя мужчину за одну ночь»

На встрече со зрителями Брыльска рассказала, что это был единственный раз в жизни, когда режиссер Рязанов лично кому-то звонил, чтобы пригласить сыграть в его фильме. Кастинг был суровый: Рязанов перебрал две сотни кандидатур на эту роль, остановился все-таки на ней и был готов жестоко воевать с киночиновниками за это назначение. В итоге режиссер оказался прав. Сегодня невозможно представить в этой роли кого-то еще, даже любимую Рязановым Алису Фрейндлих («У Фрейндлих не та красота, чтобы влюбить в себя мужчину за одну ночь», – шутит Брыльска. Одного мужчину – и всю страну, добавим от себя).

Барбара Брыльска – довольно откровенный и смелый человек. Она, не скрываясь, признается в любви к России, говорит, что не находит в Польше такой теплоты сердец, как здесь.

Дома она по полгода проводит в деревне, почти не снимается, объясняя это тем, что устала работать, и соглашается на роли, только когда нужны деньги, хотя профессию свою любит. На вопрос, что помогло бы ей сегодня согласиться на съемки, отвечает: «Голливудский гонорар». Можно только гадать, какого размера аргументы нашли организаторы, чтобы залучить в Ульяновск такую актрису.

Брыльска представляла конкурсную ленту 2010 года польского режиссера Феликса Фалька «Иоанна». Это кинодрама о том, как молодая женщина в годы оккупации Польши нацистами укрывала у себя еврейскую девочку и через что ей из-за этого пришлось пройти.

Фильм не прост: он показывает, что враг в лице немецкого офицера может быть милосердным, а соотечественники – жестокими и несправедливыми. В заглавной роли – блестящая актриса Урсула Грабовски. Многие уходили из зала с заплаканными глазами.

Между Голливудом и кланом
Режиссер Егор Кончаловский на встрече со зрителями с порога признался, что гордится своей принадлежностью к клану Михалковых-Кончаловских, любит всех своих родственников и считает выпады против Никиты Михалкова личным оскорблением. На мой взгляд, у режиссера странное понимание кинематографа: он называет «Аватар», этот гимн гармонии человека и природы, примитивным вестерном и приравнивает его к «Трансформерам», предлагая оградить российского зрителя от того и от другого. Кончаловский ругает глобализацию в кино, называя ее варваризацией, и дежурно сокрушается по поводу «развала страны», словно доказывая свою принадлежность к монархически-патриотическому клану. При этом сам он, по его признанию, начинал со съемки рекламных роликов для глобализированных потребителей шоколадок и прокладок. Предлагая защищать «наше кино», Кончаловский не объясняет, почему зритель не ходит на отечественные фильмы, почему тот же Сергей Соловьев не смог пристроить в прокат «Анну Каренину» с Татьяной Друбич, хотя в кинотеатрах вовсю идет американская «Анна Каренина» с Кирой Найтли. Диалог режиссера со зрителем коррелировался с недавним совещанием Путина с кинематографистами, где разговор шел именно об этом: государство может заказать съемки сколь угодно патриотического кино, но оно не заставит людей смотреть его. Что, кстати, и доказано провалом «Утомленных солнцем-2».

Кончаловский привез в Ульяновск «свою лучшую фильму» – «Возвращение в А». Это картина о том, как участник войны в Афганистане Марат возвращается на место боев, чтобы найти останки друга. В целом интересная, красиво снятая картина с прекрасными казахскими актерами изобилует чисто голливудскими штампами: пролет по горным ущельям в стиле игры-бродилки, обезвреживание бомбы наугад («красный проводок или синий?»), жестокий отбор для спецгруппы с помощью драки «на выбывание», сцены боя со свистом пуль, толстяк, который тормозит всю группу, лирическая линия «любви на троих» в стиле фильма «Перл-Харбор» («Если я не вернусь, позаботься о ней»). Так что Кончаловский застрял между тем же Голливудом и отечественным кино, к которому можно прицепить определение «псевдопатриотическое», склоняясь все же к Голливуду.

А зритель бастует

В рамках фестиваля открылось две выставки. В выставочном зале Музея Гончарова можно увидеть фотографии Сергея Иванова, который много снимает актеров. На выставке «За кадром» – цветные варианты его работ, хотя в недавно изданной книге с тем же названием те же снимки в черно-белом формате смотрятся гораздо выигрышнее. Во Дворце книги – очень любопытная выставка из личного собрания режиссера Георгия Параджанова, где можно увидеть рисунки и коллажи Сергея Параджанова, Рустама Хамдамова, Тонино Гуэрра.– В этом году на фестиваль приехали известные кинематографисты и актеры, народные и заслуженные: Юрий Чернов, Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей, Юлия Рутберг, Александр Вдовин, Евгения Дмитриева, Сергей Жигунов. Все они в этом году в основном проводят свои встречи со зрителями и представляют фильмы в районных центрах области. Такая диверсификация – это политика организаторов: охватить как можно больше районов, донести кино в глубинку. Запланировано более 60 различных мероприятий. Но запланировать – мало, надо еще «обеспечить явку» зрителя. Похоже, это стало хронической проблемой фестиваля. Например, встреча с Александром Вдовиным в кинотеатре «Крылья» была сорвана: никто не пришел. Есть ощущение, что организаторы слишком полагаются на интернет, где только и можно найти полную программу фестиваля. Но этот расчет не оправдывается. В таком случае по всему городу, как минимум, должен быть развешан интернет-адрес, где можно найти программу.

Но и это не избавляет от усилий по формированию аудитории. Например, на встречу с тем же Вдовиным можно было пригласить воспитанников детдома.