С 1 июня вступят в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг.
Вслед за нашумевшим постановлением Правительства РФ №354 вступило в силу другое – №344, которое также имеет все шансы стать весьма популярным в народе. В свою очередь, постановление №344 вносит изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление №306) и в Правила предоставления коммунальных услуг (постановление №354). С просьбой помочь разобраться с тем, что же изменилось в законах, мы обратились к специалистам Контакт-центра при Главе администрации города Ульяновска.
Новый порядок платы за общедомовые нужды (ОДН)
Из перечня подлежащих утверждению нормативов потребления коммунальной услуги на ОДН исключены водоотведение и отопление. То есть будут исключены те случаи абсурда, о которых мы писали, когда водоотведение на ОДН превышало общий объем потребления воды домом. То же самое касается и обогрева несуществующими или давно спиленными радиаторами подъездов. Чтобы не путать людей, отопление решили не делить на индивидуальное и общедомовое. Это правильно, тем более что определить количество потребленного тепла без индивидуальных счетчиков нельзя, а устанавливать их в массовом порядке вряд ли будут при нашей-то вертикальной разводке системы отопления. Теоретически, конечно, можно в каждую квартиру установить по прибору учета, только они не окупятся, и потому делать это не целесообразно.
Кроме того, установлен размер расхода горячей и холодной воды на ОДН одним человеком в месяц, равный 0,09 куб. м, который используется для расчета норматива потребления коммунальных услуг.
– Согласно изменениям в Правилах предоставления коммунальных услуг, отныне распределяемый между потребителями объем услуги ОДН не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов, – комментирует директор Контакт-центра Илья НОЖЕЧКИН. – Исключение могут составлять лишь те случаи, когда общим собранием собственников принято решение о распределении объема коммунальной услуги (в размере его превышения) между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально площади. Если такого решения нет, то все сверхнормативные потери в доме управляющая организация должна оплачивать из собственных средств. Это условие введено специально, чтобы стимулировать УК к сокращению потерь на общедомовых сетях. Это заставит их устранять протечки в подвалах, беречь тепло в подъездах, отслеживать неучтенных потребителей, живущих в квартирах, где нет счетчиков, без регистрации, и т.д.
При расчете норматива потребления коммунальных услуг ГВС и ХВС используется показатель – площадь межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа),не принадлежащих отдельным собственникам, расположенные в местах общего пользования (МОП).
Плата за тепло – по новой формуле
Утверждена в новой редакции формула расчета платы за отопление:
2013-05-31_171734
Qo – суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление дома, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (Гкал);
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме (кв. м);
n от – период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление.
Поверка счетчиков – раз в полгода
Обязанность ежемесячно снимать и сдавать показания своих счетчиков с граждан убирается. То есть теперь это делать не обязательно, но можно, права такого у людей никто не отнимал. Более того, проверять правильность показаний счетчиков, по новым правилам, УК могут не чаще одного раза в шесть месяцев. Ранее, по действующим правилам, исполнитель коммунальных услуг имел право осуществлять такие проверки каждые три месяца. В этом плане закон стал мягче. Однако с какой бы частотой ни подавать показания счетчиков, это не решит основную проблему – правильного распределения коммунальных услуг на индивидуальное потребление и ОДН.
Если информацию о месячном потреблении гражданин не предоставит, то оплата будет идти по его среднемесячному потреблению за полгода. При этом каждые шесть месяцев будет делаться сверка с показаниями счетчиков и в итоге – перерасчет. Еще сложнее будет тем домам, где есть нежилые помещения, какие-то организации, магазинчики. В таких случаях обеспечить прозрачность, проверить правильность расчетов будет проблематично. То есть у жильцов все равно останется повод для недовольства.
Кто не зарегистрировался, УК не виновата
Сотрудники управляющих организаций должны будут сообщать в миграционную службу и полицию о незарегистрированных жильцах в квартирах, где не установлены счетчики ХВС и ГВС. С 1 июня УК разрешено составлять акт о количестве незарегистрированных жильцов и пересчитывать квартплату. Основанием для этого может служить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП.
Если коммунальщики узнали о проживании нелегалов в квартирах без счетчиков, то при Главе г. Ульяновска они обязаны составить «акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении» и направить его в течение трех дней в полицию и органы миграционного контроля. То есть даже не обязательно заходить в подозрительную квартиру, для составления протокола достаточно лишь подозрений и свидетельских показаний двух соседей и председателя ТСЖ.
Для добропорядочных плательщиков это только плюс, ведь, как известно, потребление неучтенными жильцами коммунальных ресурсов влечет сверхнормативное потребление в целом по дому. И если в квартире без счетчиков поселились с десяток нелегалов, то плата за израсходованную ими воду перераспределится на всех прописанных в доме жильцов. Теперь же, если участковые и инспекторы миграционной службы поймают за руку нелегалов, то владелец квартиры оплатит штраф. Также ему придется возместить стоимость услуг в расчете на каждого фактического жителя.
Впрочем,привязывать перерасчеттолько к протоколу об административном нарушении неправильно. Судите сами: оплата за временных жильцов должна производиться, если они проживают и пользуются в квартире коммунальными услугами более 5 дней, но при этом только пребывание без регистрации свыше 90 дней является административным нарушением. Такие расхождения в нормативных документах приведут к большому количеству жалоб, тяжб, судебных разбирательств.
Собственник прав, вот акт!
Потребителю предоставляется возможность самостоятельно составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг с привлечением двух потребителей и председателя совета многоквартирного дома (в ТСЖ, ЖСК – председателя) по следующим основаниям:
– непроведения исполнителем проверки в установленный срок;
– в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
– Это решение – явно в пользу жителей, – говорит заместитель директора Контакт-центра Димитрий ФЕДОТОВ. – Акт нарушения качества коммунальных услуг можно теперь составлять в отсутствие исполнителя. Теперь людям будет легче доказать халтуру со стороны коммунальщиков.