Ульяновская областная психиатрическая больница скоро отметит свое 115-летие.
“Ремонт сделаем и юбилей отпразднуем”
– Наше лечебное учреждение, напомню, – одно из старейших в области, – так начал нашу беседу Франц Антонович Пионтковский, главный врач психиатрической больницы, что находится в поселке имени Карамзина. – В больнице – 1135 круглосуточных коек, так что это не только старейшее, но и самое большое стационарное учреждение области. Плюс ко всему – 60 коек дневного стационара и диспансер, рассчитанный на 200 посещений в смену. Причем это не только потенциальные возможности больницы – она полностью загружена.
– А достаточно ли этого объема, не приходится ли кому-то ожидать очереди, чтобы попасть на лечение, например, в стационар?
– Да, вполне достаточно – помощь, если надо, будет оказана всем нуждающимся в ней. Более того, чтобы люди из отдаленных районов области, да и города, не тратили столько времени на дорогу, мы открыли во многих поликлиниках кабинеты, где работают наши психиатры. Там можно получить, в частности, справки (для сдачи экзаменов на водительские права, хранения оружия и так далее). Эта мера – для удобства людей, к тому же она дала возможность сократить очереди здесь, в основном корпусе больницы.
– Коснулась ли и вас программа оптимизации здравоохранения?
– Мы в ней участвуем. К сожалению, из-за статуса мы мало получили средств из федерального бюджета. Зато очень помог нам региональный бюджет. Мы сейчас приобретаем лабораторное и диагностическое оборудование на восемь миллионов рублей. После торгов в больнице начнется ремонт на 31 миллион рублей. Это серьезная денежная сумма, которая позволит улучшить в большой мере материально-техническую базу, условия пребывания пациентов в палатах.
– Это, видимо, особенно коснется старого здания, нуждающегося в ремонте?
– Как раз оптимизация больше коснется современных корпусов верхней площадки. И вот почему. Планируется в 2015 году строительство новых зданий – на 500 коек. Губернатор Сергей Иванович Морозов поддержал нашу идею о целесообразности этой стройки, потому что старые корпуса сильно обветшали, да и находятся они в оползневой зоне. На их восстановление нецелесообразно тратить серьезные средства. Поэтому по поручению губернатора и министра здравоохранения области Валентины Герасимовны Карауловой была разработана так называемая дорожная карта, то есть пошагово все наши действия по строительству, выделен земельный участок, прилегающий к больнице на верхней площадке. Уже произведены предпроектные работы, экспертиза документов, обеспечивающих привязку будущих корпусов больницы к инженерным сетям. Сейчас вплотную приступаем к проектным работам. А вот ремонт имеющихся помещений верхней площадки нам необходимо завершить до начала строительства.
– Видимо, и для организации лечебного процесса это рациональнее – сосредоточить все больничные помещения – кабинеты врачей, палаты, лаборатории и так далее – компактнее, в одном месте?
– Да, и это тоже имеет значение при планировании.
– Когда из названия больницы исключили имя Карамзина, многие восприняли это в штыки, считая нарушением исторического факта, кто-то говорит о многолетней привычке ульяновцев называть больницу «карамзинкой». Противников переименования много, так же, как и его сторонников. Как, интересно, его восприняли ваши коллеги?
– Положительно. Оглянемся на историю. Изначально повелением императора Николая II в 1897 году больница была названа «Симбирская колония для душевнобольных». Коллектив – а он у нас большой, 980 человек -единодушно одобрил сегодняшнее название. В предыдущем ведь вообще не было слова «ульяновская», из аббревиатуры и упоминания имени писателя было непонятно, где учреждение расположено. А теперь это – Ульяновская областная психиатрическая больница, и из названия понятно как ее месторасположение, так и профиль. А имя Карамзина никто и не забудет. Деньги на строительство больницы выделил после смерти писателя его сын, который единственное, что просил, так это установить мемориальную доску с именем отца. Она установлена в нижнем корпусе, реставрирована, выглядит хорошо. Портрет историка – вот. пожалуйста, – Франц Антонович показывает на картину, находящуюся за его спиной, на стене кабинета главврача.
– Скоро юбилей областной психиатрической больницы…
– Да, 115 лет! Видимо, имеет смысл отпраздновать годовщину летом. Вот только закончим ремонт… Здесь будут капитальные улучшения, включая асфальтовое покрытие, озеленение и так далее. Конечно, есть много проблем. Одна из главных – кадры, плохая укомплектованность штата психиатрами. Врачей всюду, конечно, не хватает, но у нас эта проблема особенно остра, учитывая большие, до 63 дней, отпуска врачей-психиатров.
– Как решается эта проблема? Я видела – здесь у вас есть кафедра УлГУ?
– Да, работаем вплотную с нашим университетом, а также – с Самарской медицинской академией. Региональное министерство здравоохранения тоже много внимания уделяет этому вопросу. Вузами выделяются квоты для ульяновцев при поступлении в университет, и они с каждым годом увеличиваются. Губернатор Сергей Иванович Морозов дал поручение министру Валентине Герасимовне Карауловой просчитать возможности и выделить необходимые средства для повышения зарплаты врачам-психиатрам: плюс 10 тысяч рублей. Это справедливо – работа ведь у них нелегкая…
Главное – вовремя начать лечение
– В больнице – 16 отделений, – рассказал заместитель главного врача Михаил Федорович Осипов. – Всем пациентам мы оказываем необходимое лечение и уход. В нашем коллективе – не только лечащие врачи и медсестры. Среди персонала – и те, кто ухаживает за больными, кто обеспечивает охрану.
– Учитывая специфику вашего медучреждения, как определить, насколько успешно трудится коллектив больницы?Возможно ли полное выздоровление ваших пациентов или судить об успехах в области психиатрии следует по другим показателям?
– Психические расстройства, как правило, имеют хронический характер. Тем не менее мы стремимся, чтобы лечение имело хорошие результаты, чтобы пациенты смогли вернуться в привычную им жизнь, социальную среду, могли продолжить работу. Больным, страдающим неврозами, мы можем дать полное выздоровление. Но, естественно, не всегда – это зависит от формы заболевания, от его стадии. Есть больные, которым надо помочь научиться держаться «на плаву» в жизни, помочь в социальном плане. Перед выпиской проводим беседы с родственниками – им тоже отведена своя роль в судьбе больного, чтобы помогать ему адаптироваться в жизни. Для этих же целей в нашей больнице для пациентов созданы кабинеты трудовой ориентации.
– В последнее время много говорят об анорексии как о «болезни века». Болезнь девушек-моделей получила распространение по всей стране. В Ульяновске есть «пострадавшие»?
– К сожалению, есть. Эта болезнь, собственно, и распространилась благодаря «нездоровой» рекламе. У некоторых молодых девушек сформировалось искаженное представление о красоте. На фоне навязчивых переживаний о своей фигуре у них начинает ломаться психика. Первые признаки заболевания – дети не принимают еду – должны заметить родственники и обратиться к нам. Затягивать с этим нельзя. Как, впрочем, ни с каким другим психическим заболеванием – захватить болезнь на ранней стадии очень важно.
– Как изменились жизнь, условия работы вашего отделения больницы, в котором лечатся больные с тяжелой формой заболевания, и каковы его перспективы?
– За последние два-три года – перемены кардинальные. Значительно улучшилась материально-техническая база. В палаты всех отделений получили новое постельное белье, одежду: больные теперь, что называется, экипированы по полной программе, улучшилось и лекарственное обеспечение. Больных кормят хорошо – их выписывают пополневшими и цветущими, если сравнить, в каком виде их привозят к нам порой: изможденными, исхудавшими… В отделениях проведен ремонт. Причем не только косметический, но и капитальный – сменили трубы, отремонтировали кровлю. Я отдаю должное главному врачу – он хороший организатор и администратор. Так что больница живет и работает, и в перспективе заметны дальнейшие улучшения.
«Не бойтесь психиатров»
Ольга Владимировна Гаврилина, заместитель главного врача Ульяновской областной психиатрической больницы, возглавляет всю амбулаторно-поликлиническую службу и диспансерное отделение, а также ту участковую службу психиатров, включая детских, что расположена в районных поликлиниках.
– У нас работает семь участков во взрослых поликлиниках и семь – в детских, – рассказала она. – Это позволяет максимально приблизить психиатрическую помощь населению по месту жительства. Основные функции службы участковых психиатров – это, в первую очередь, консультирование пациентов, амбулаторное лечение, диспансерное наблюдение, льготное обеспечение пациентов, которые находятся на инвалидности, лекарственными препаратами, а также федеральных и региональных льготников.
– С вашей точки зрения, можно ли говорить о тенденции к оздоровлению общества или число заболеваний психики продолжает расти?
– К сожалению, идет рост заболеваемости, в частности, рост непсихотических расстройств, например, неврозов, депрессивных расстройств, различных реакций на стресс -все-таки жизнь сейчас очень неспокойная, высока так называемая информационная токсикация, когда люди видят по телевидению слишком много негатива – это не способствует спокойному состоянию даже здоровых людей. А необходимость в психиатрической помощи есть всегда.
– Не зря же на Западе существуют семейные психотерапевты, и люди к ним обращаются по любому поводу.
– Об этом хотела сказать и я. Боязнь психиатров у советских людей возникла еще в сталинские времена, когда людей упекали в психиатрические больницы по политическим мотивам, за их убеждения. Между тем известна истина – болезнь легче предупредить, чем лечить. Еще одна функция наших психиатров -профилактические осмотры. Это допуск к управлению автотранспортом, оружию и так далее, освидетельствование призывников в городских и районных военкоматах.
– В последнее время участились случаи агрессии и в нашей стране, и за рубежом.Достаточно вспомнить расстрел сотрудников московского офиса или пример белгородского стрелка…
– Поэтому есть еще одно направление нашей работы – это так называемое диспансерное наблюдение лиц, склонных к совершению общественно опасных действий. У каждого доктора есть такие пациенты. Лечение направлено на то, чтобы сами больные не навредили ни себе, ни окружающим. Но не стоит думать, что таких пациентов много. У населения сложилось мнение, что все психически не здоровые люди – буйные и опасные. На самом деле это далеко не так. Сейчас появилось много лекарственных средств, которые намного облегчили лечение таких пациентов. Даже пройдя курс лечения и выписавшись из больницы, люди продолжают находиться под наблюдением психиатров – врачи приходят к ним домой, выясняют, как живут пациенты: по малейшим подробностям они могут узнать о состоянии человека. Это тоже большой объем работы. Есть у нас и такая функция, как организационно-методическая работа. Курируем районы области, ведем обследование пациентов на выезде и плюс к этому работаем с местными докторами – обучаем их, доносим до них какие-то важные нормативно-правовые акты. Приглашаем их для этих целей и сюда. Раз в три месяца у нас проводится день специалиста. Психиатры всех лечебных учреждений собираются на конференции, организуемые на базе нашей больницы. Происходит хорошее общение, обмен опытом – психиатрия не стоит на месте, всегда можно почерпнуть что-то новое для себя во время таких встреч.
– Ваши коллеги говорят об изменениях в материально-технической базе больницы. Они, вероятно, коснулись и вашего отделения?
– Да, ремонт в прошлом году преобразил помещения больницы – от пола до потолка. Теперь даже просто зайти к нам приятно. Для наших больных очень важно, в какой обстановке они пребывают. А посмотрите на двор больницы – сколько здесь зелени, чистый волжский воздух, это тоже благотворно воздействует на психику больного человека – не случайно именно в этом прекрасном месте обо-
сновалось наше учреждение.
Беседовала Елена ФЕДОРОВА
в газете на правах рекламы