По данным Федерального агентства по туризму, автотуризм занял первое место по количеству путешественников за год внутри страны. Также известно, что многие зарубежные гости готовы отправиться на собственных автомашинах в путешествие по России. Однако для этого в России не создана инфраструктура, нет кемпингов и маршрутов, не продуманы системы навигации и безопасности.

Для решения этих задач, со 2 по 12 июня прошёл 1-й международный автокараван «Великая Волга» по маршруту Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Йошкар-Ола – Казань – Самара – Ульяновск. У караванеров стояли следующие задачи: популяризации караванинга в России, в частности бренда «Великая Волга», выбор площадок под строительство автокемпингов, привлечение российских и иностранных автотуристов к новым автомаршрутам вдоль Волги, а также презентация региональных туристических продуктов.

Как сообщил член Совета «Лиги караванеров России» Вадим Дашук, проект «Великая Волга» стартовал в 2008 году с подписания соглашения в сфере туризма между Ульяновской, Самарской областями и Республикой Татарстан. «Сейчас это соглашение разрослось до 11 регионов, которые участвуют в нашем проекте, – отметил Дашук. – Проект, прежде всего, направлен на развитие туризма в наших регионах. Он основан на совместном продвижении бренда «Великая Волга», а также достопримечательностей и туристических продуктов, которые есть на территории страны. Если в прошлых годах мы сделали основной акцент на развитии речных круизов, то на сегодняшний день мы пробуем продвигать автопробег. Внутренний туризм начинает пользоваться спросом, и необходимо дальше его продвигать совместными усилиями. Это невозможно без создания интересного и ёмкого бренда. Если говорить о планах развития, то Ульяновск презентовал проект «Музей СССР», который укладывается в рамки нашего соглашения по «Великой Волге». Например, в Самаре актуальна тема запасной столицы – там есть бункер Сталина. Если это объединять в межрегиональный маршрут, который будет посвящён истории СССР, то, я думаю, он станет востребованным не только у жителей России».

В России караванинг распространён слабо – во всей страна около тысячи караванеров. В Европе, где 23 процента от всего туризма приходится на автотуризм, зарегистрировано более пяти миллионов автодомов. Возраст европейских караванеров – от 65 лет, в России же этот вид туризма зарекомендовал себя как семейных отдых с детьми. «Практически большинство европейцев хотят приехать в Россию, так как всю Европу они уже объездили. Это наши потенциальные туристы, – подчеркнул руководитель Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский. – В каждом регионе во время автоэкспедиции мы намечали точки развития инфраструктуры для таких путешественников. И заметим, что Ульяновск встроен в маршрут «Великая Волга», который имеет практические цели: за десять дней он способен раскрыть представление о России».

Как отмечают организаторы автокаравана, в России будущее стоит за путешествиями на своих автомобилях с остановками в кемпингах. На этих остановках можно будет разложить палатку, перекусить, принять душ, узнать всю необходимую информацию. Отметим, что участники «Великой Волги» путешествовали на автодомах ADRIA Sport A690DK, взятых напрокат в Москве. Жилой фургон альковного типа позволяет вместить шесть взрослых пассажиров, включая водителя, и одного ребёнка. В автодоме есть большой багажник, отдельная столовая группа, санузел с душевой кабиной, спальные места. «Запас автономности» включает в себя сто литров воды, два газовых баллона по 27 литров, салонный аккумулятор 85А и запас дизельного топлива на 90 литров.

Ольга Турковская