Городская поликлиника №1 – одно из старейших и заслуженных лечебных учреждений Ульяновска. В следующем году ей исполнится 90 лет. Долгое время она располагалась на улице Гончарова, а в 1992 году переехала в нынешнее современное здание на углу улиц Гагарина и Орлова, построенное приборостроительным заводом на закате советской эпохи. Но в каком бы месте ни работали сотрудники этого учреждения, они всегда успешно решали главную задачу – берегли здоровье людей. Сегодня, опираясь на свои лучшие традиции, поликлиника №1 развивается, осваивает новые достижения медицины, идет в ногу со временем.
За год до юбилея
Сейчас поликлиника способна принять до 800 посетителей в смену (со дня открытия этот показатель вырос в восемь раз). Население обслуживаемого района – более 42 тысяч человек. Много пожилых людей – более 30 процентов, что считается сложной структурой пациентов, с большим «букетом» заболеваний. Всем им достойную помощь в поддержании здоровья оказывают более 300 сотрудников медперсонала, среди которых 60 врачей.
– Прием ведут и терапевты, и узкие специалисты – хирурги, урологи, неврологи, эндокринолог, офтальмолог… Имеем необходимые службы, оборудование – от других в этом плане не отстаем и даже в чем-то опережаем, – говорит отличник здравоохранения, главный врач Раиса Баранова, возглавляющая поликлинику №1 десять лет. – Есть у нас, например, мощная оздоровительная база – с бассейном, грязелечением, сауной, тренажерами, которым можно позавидовать. Процедуры – на уровне курорта, ехать далеко не надо, чтобы получить лечебный эффект. Действует дневной стационар на 47 коек – терапевтического и неврологического профиля. В хирургическом отделении проводятся небольшие операции. Делаем многие виды исследований в нашей хорошо оснащенной клинико-диагностической лаборатории, в том числе биохимические, иммунологические. На базе поликлиники работает «неотложка». Женская консультация вышла в прошлом году с капитального ремонта.
Точный диагноз
В поликлинике №1 работало и работает много отличных специалистов. Врач-офтальмолог Татьяна Мидленко -одна из них. Уже около 20 лет она ведет прием в глазном кабинете поликлиники, стараясь сделать все, что в ее силах, для каждого пациента, и получая, как правило, благодарность в ответ. Высоко отзывается о своей коллеге главврач Раиса Баранова:
– Татьяна Борисовна – одна из самых грамотных и опытных врачей-окулистов в Ульяновске. Она доброжелательна и приветлива, всегда душой болеет за своих пациентов, что для врача очень важно, но в современной медицине постепенно исчезает. За время работы Мидпенко я не припомню ни одного случая, чтобы поставленный ею диагноз пациенту, которого она направляла со сложным заболеванием глаз в клинику, разошелся с последующим обследованием.
Последняя фраза дорогого стоит. Ведь правильный диагноз и эффективное лечение – основное, чего люди ждут от медиков. Однако не только из-за высокого профессионализма Татьяны Борисовны Мидленко мы сегодня рассказываем о ней. Дело еще и в том, что медицина в ее судьбе и в ее семье получила причудливое разветвление.
В медицину -следом за мужем
Как зарождаются династии? Парадокс, но Татьяна Борисовна попала в медицину благодаря человеку, который сам поначалу не собирался становиться медиком, однако стал – своему мужу Владимиру, Владимиру Ильичу Мидленко. В детстве они жили в Семипалатинске, в Казахстане, учились в одной школе, где и познакомились. Владимир после школы, которую закончил на три года раньше Тал>яны, пытался поступать в немедицинские вузы Ленинграда, Харькова, но неудачно. А вернувшись домой, из четырех институтов города выбрал медицинский. Постепенно втянулся в учебу и Татьяну заинтересовал: вместе ходили на его дежурства, делали уколы. В итоге она поступила на лечфак, хотя родители были железнодорожники. И у Владимира отец с матерью – не медики. Потом, правда, выяснилось, что в роду имелись профессора, специализировавшиеся на гинекологии, на неврологии. Значит, какая-то линия ему была предначертана.
Татьяна вышла замуж за Владимира, когда училась на втором курсе. После окончания института пошла работать в железнодорожную больницу Семипалатинска врачом-окулистом. Вела прием, оперировала в областной больнице. Так пролетело 20 лет. Владимир сначала трудился анестезиологом и хирургом. Потом защитил кандидатскую в Барнауле, докторскую – в Алма-Ате. Обе диссертации писал, образно говоря, возле операционного стола – в аспирантуре не учился. Перешел работать в мединститут, стал деканом факультета. А потом Советский Союз начал разваливаться…
– Обстановка ухудшалась, – рассказывает Татьяна Борисовна. – В институте как-то один преподаватель, казах, с которым мы, как говорится, за одним столом пили-ели много лет, сказал, намекая на национальность: «Еще неизвестно, доверим ли мы воспитание своих детей вам». Муж после этого вышел на крыльцо института и долго не мог прийти в себя – так был потрясен. Вскоре мы узнали, что в Ульяновске создается университет, зарождавшийся как филиал МГУ. Там ответили, что специалисты нужны. И мы решили переехать на берега Волги, тем более, через два года здесь должна была открыться кафедра госпитальной хирургии. Муж стал работать в университете: теперь он – завкафедрой, директор института медицины, экологии и физкультуры УлГУ. А я по-шла устраиваться в поликлинику №1. Тогда главврачом была Клавдия Николаевна Черкасова, которая радушно меня встретила и сказала: «Оставайтесь работать прямо сейчас». Я и осталась: до сих пор, как видите, с 1994 года. В моей трудовой книжке всего две записи о приеме на работу.
Когда Татьяна Борисовна училась на четвертом курсе института, в семье Мидленко родился сын Олег. Ему уже была одна дорога – в медицину: так решили родители. Он поначалу сопротивлялся, хотел стать военным, но все-таки по настоянию отца поступил в медицинский в Семипалатинске. А завершал учебу в Самаре, когда семья перебралась в Ульяновск. Работал хирургом в БСМП нашего города, защитил кандидатскую диссертацию в УлГУ. Позже был приглашен на работу в областную администрацию и вот уже десять лет трудится в органах власти. Сейчас Олег Мидленко – заместитель главы администрации Ульяновска по социальным вопросам. Но медицину не бросал: занимался с аспирантами, защитил докторскую – теперь тоже профессор, как отец.
Спутницу жизни Олег выбрал из медицинской семьи и под стать маме: невестка Татьяны Борисовны тоже Татьяна И тоже офтальмолог. Оперирует в облбольнице, кандидат наук. Родители ее преподают в мединституте УлГУ. Бабушка была лор-врачом, а дедушка – хирургом. У Олега и Татьяны двое детей – внучка и внук Татьяны Борисовны. Внук-третьеклассник уже сказал, что станет врачом – скорее всего, детским.
«Схимичить» не могу»
Сейчас процедуры в глазных кабинетах поликлиник сведены до минимума (для этого есть больницы): упор делается на консультативную, профилактическую помощь. Здесь очень важно правильно поставить диагноз. Об уровне Татьяны Мидленко, как диагноста, мы уже упоминали. За счет чего удается верно распознать болезнь, исключить ошибки?
– Особых секретов у меня нет. Надо просто знать W свою работу, – отвечает Татьяна Борисовна. – Знания, умение – основа для врача. И постоянно нужно совершенствоваться, работать над собой. Я до сих пор очень много учусь, чтобы не отстать. Надо мной порой смеются, а я еду в отпуск и беру с собой книгу «Глаукома». Потому что про эту болезнь офтальмологи могут говорить день и ночь и не исчерпают всех аспектов. Она сейчас поднимает голову – наверное, от наших условий жизни, от перегрузок, от плохого питания. Спектр глазных болезней сегодня видоизменился: раньше преобладали ячмень, конъюнктивит, катаракта. Глаукома считалась ЧП. Каждый случай разбирали в облбольнице, обязательно больной должен был обследоваться там. Теперь глаукома встречается каждый день, часто – у молодых. Хорошо, что сейчас уровень глазных исследований вырос – за счет новых аппаратов, методик. Это нам очень помогает. Скажем, падает зрение у человека -смотришь глазное дно и вроде серьезных изменений не видишь, есть только подозрение. А когда направляем в клинику, то там, исследуя современной аппаратурой каждый слой сетчатки, находят «поломку» глаза. Одно плохо: зачастую современные медобследования и лекарства стоят очень дорого, не каждому по карману. Например, капли, помогающие при глаукоме, – 800 рублей флакончик 2,5 миллилитра.
Еще один важный принцип в работе врача – не навреди. У нас в Семипалатинске очень опытные были преподаватели: многих во время войны эвакуировали туда с харьковским мединститутом. Они учили нас не только медицине, но и культуре обращения с больными, которая играет большую роль в работе. С нами очень много занимались – в вузе, в интернатуре, где нас вела опытная и строгая врач. Мы зубрили еще больше, чем в институте. Благодаря этому я ни-чем в институте. Благодаря этому я никогда не могу «схимичить»: не посмотреть что-то у пациента или написать не посмотрев. Это только кажется, что глаз маленький, а там ого-го сколько всего. И сколько надо знать, чтобы правильно определить болезнь и по возможности вылечить.
Владимир САМАРИН.
На правах рекламы