Это легко, и можно сделать хоть сейчас. Причем никаких законов от Москвы не требуется.
Инициативу довести долю квартплаты до 10 процентов от дохода семьи выдвинул не так дав-но глава области Сергей Морозов. На эту реформу он отводит пять лет, а первым ее этапом должны стать законодательные предложения, с которыми регион планирует выступить на федеральном уровне. Многими эта инициатива воспринята как заурядная предвыборная приманка, особенно с учетом того, что на примере «отмены ОДН» область показала, как она добивается заявленных целей: ОДН отменили в других регионах, а у нас оставили.
В общем, население вправе власти не верить, тем более что с квартплатой вопрос элементарный – наведите порядок с ценой на тепловую энергию, и во многих семьях расходы на «коммуналку» войдут в те самые 10 процентов, на достижение которых зачем-то хотят потратить пять лет. Это в Ульяновске квартплата отнимает и 30, и 40, и все 50 процентов от семейного дохода, но далеко не везде по России положение столь плачевное. В той же Москве доля «коммуналки» не выходит, вероятно, и за пять процентов, поскольку расходы на жилье там значительно ниже, чем в Ульяновске, а доходы населения в разы выше наших.
А теперь в очередной раз о плате за тепловую энергию. Тепло в структуре квартплаты занимает в отопительный сезон до 65-70 процентов. Мне в прошедшую зиму выставляли, например, до 2200 рублей в месяц за отопление и 300 – за горячую воду. Еще 700 рублей – плата за жилье и прочие коммунальные услуги. Из 3200 рублей квартплаты 2500 – за тепло, хотя на самом деле оно стоит 800 рублей в самые холодные месяцы, что я легко могу доказать.
поскольку имею на руках официальный документ от поставщика тепловой энергии (на снимке воспроизвожу фрагмент этого документа). Из него видно, что наш дом по улице Карла Либкнехта потребил в январе 2013 года, как сообщает поставщик, 162 (если точно -161,850) Гкал тепловой энергии на отопление и 34 – на горячую воду. За январь за отопление мне выставили как раз упомянутые выше 2200 рублей.
При этом в последней графе таблицы указано «количество потребленного теплоносителя». Это, надо понимать, горячая вода, пришедшая с ТЭЦ, с которой и поступила тепловая энергия в дом. Если так, то поставщик предоставил эти данные по недомыслию, ибо раскрыл тем самым свои карты. За январь в графе стоит 629 (точнее – 628,590) тонн. Или кубометров, что практически одно и то же. Температура теплоносителя была где-то 115 градусов по Цельсию, что означает, что в одном кубометре содержалось 0,115 Гкал тепла. Это физическая аксиома. В 629 кубометрах – 72,6 Гкал (0,115×629). Из них около пятой части – на горячую воду, остальное – на отопление. То есть на отопление дома в январе реально ушло 60 Гкал, а не 162, и платить я должен был 820 рублей, а не 2200.
Если бы в этом месяце дом не жарили температурой в комнатах +30, а топили в пределах комфортных 23-25 градусов, ушло бы и вовсе не больше 40 Гкал и я должен был бы заплатить 550 рублей, а не, повторюсь, 2200. А в первые и последние месяцы отопительного сезона – по 200-300 рублей. И не выше 80 рублей по нормативу за горячую воду.
Что бы ни говорили о подобных расчетах представители ВоТГК – основного поставщика тепла в дома Ульяновска, они не смогут опровергнуть очевидного, каковым является закон физики. Когда несколько лет назад в программе Познера Чубайс, отвечая на вопрос, сказал, что не имеет в виду Китай, он говорит о странах выше экватора, я понял, что «главный энергетик России» – заурядный, невежественный фанфарон, поскольку экватор от Китая на много тысяч километров южнее. Не считают они необходимым и знание физики.
Проводим ликбез для областных министров и менеджеров ВоТГК. В XIX веке английский ученый Джеймс Прескотт Джоуль обосновал закон сохранения энергии и определил механический эквивалент тепла. Джоуль установил, что для нагрева одного грамма воды на один градус требуется всегда одно и то же количество энергии, позже это количество обозначили равным 4,2 джоуля и эту величину назвали калорией. Для нагрева двух граммов воды на один градус нужно две калории, столько же уходит для нагрева одного грамма на два градуса. И так далее – зависимость тут прямо пропорциональная.
Иначе говоря, на нагрев тысячи граммов (килограмма или литра) воды на один градус уходит 103 – тысяча калорий энергии, единица измерения, получившая наименование килокалории (ккал). Для нагрева тысячи килограммов (тонны, кубометра) на один градус нужно 106 калорий. На нагрев той же тонны на 10 градусов – 107 калорий. На нагрев тонны на 100 градусов – 108 калорий. А для доведения до кипения 10 тонн воды нужно 109 калорий, это и есть гигакалория. И это всегда так. Так было и в XIX, и в XX веке, так и в XXI.
Если с ТЭЦ на наш дом в январе было отпущено 629 тонн воды температурой 115 градусов, это равно 72,6 Гкал, и по какой формуле ни считай, какие счетчики ни ставь, больше не получится – из-за потерь в пути получится только меньше, о чем и говорит закон сохранения энергии. Все остальные вопросы – химической подготовки теплоносителя, доставки его к дому, подачи в дом, передачи тепла квартирам, отвода использованного теплоносителя -решены в стоимости гигакалории. Сейчас она в центре Ульяновска равна 1362 рублям. Это не цена производства одной гигакалории, а ее конечная цена для потребителей, то есть цена потребления. Насколько соответствует реальности она – разговор особый.
Обман лично меня минувшей зимой был, я считаю, четырехкратным, и это, думаю, мы в конце концов докажем. Рассчитываем в данном случае на прокурора области Сергея Хуртина, на то, что прокуратура в итоге обратится в суд с иском о признании существующего порядка расчета потребляемого домами тепла и размера платы населения за него незаконным и об обязании поставщика сделать перерасчет и вернуть людям переплаченные деньги. На власть надежд нет – она не с народом. Сейчас при явном ее одобрении идет дальнейшее ползучее повышение тарифа на горячую воду, уже подорожавшую на десятки процентов. Чихать она хотела и на физику, и на закон, и на людей, и даже на свои выборы.
Юрий КАШИНСКИЙ