С завершением отопительного сезона коммунальные страсти несколько поутихли. Но одна проблема до сих пор стойко держится «на плаву». Речь идёт о «резиновых квартирах».
Исполняющий обязанности министра энергетики и ЖКК Ульяновской области Владимир Егоров подтверждает: «Законодательно проблема «резиновых квартир» пока не урегулирована. Вместе с тем, постановление правительства России № 344 определило вектор направления, по которому мы должны двигаться и сильно облегчило нам задачу. Теперь факт незаконного проживания можно официально регистрировать. Мы эту практику начали апробировать. Собранная в ходе проверок информация о «нелегалах» передаётся в Управление ФМС. К сожалению, дальше обращения в этот надзорный орган у нас понимания пока нет».
Вместе с тем, в минэнергетики и ЖКК еженедельно заседает рабочая группа, которая постоянно обсуждает проблему «резиновых квартир», причём, с участием представителей профильных контролирующих и надзорных ведомств, тех же ФМС и УВД. С их участием идёт работа над законодательными инициативами для внесения их в федеральный центр. Понятно, движется она медленнее, чем того хочется. Но, не пройдя все этапы, невозможно добиться результатов.
Поиск путей решения проблемы идёт на всех уровнях. Директор департамента по регулированию цен и тарифов регионального министерства экономики Дмитрий Сычёв напоминает, что один раз в шесть месяцев, по закону, собственник обязан впустить в квартиру представителей управляющей организации для сверки показаний приборов учёта. Не впускает? В следующий раз представители придут с судебными приставами, имея на руках решение суда. «Механизм, – отмечает руководитель, – конечно же, громоздкий, но он есть и работает. Надо только научиться его применять. Ярким примером установки антимагнитных счётчиков является ТСЖ «Луч». Налицо высокий уровень уважения жителей к председателю кооператива Александру Потапову. На таких людей, как он, надо обязательно делать ставку».
Некоторые фирмы уже начинают предлагать управляющим компаниям магнитные пломбы.
Есть и другие новшества. Дмитрий Сычёв привёл такой пример. В девятом микрорайоне «Свияга» по улице Хо Ши Мина, 21 и 23 стоят два многоэтажных монолитных дома. Разделяет их не более 70 метров. На одном из домов, по решению собственников, была установлена система погодного регулирования, в другом – нет. Так вот, дом без такой системы только с января текущего года и до завершения отопительного сезона, это четыре месяца, «съел» на отоплении один миллион рублей, соседний дом с системой – 800 тысяч. Что называется, почувствуйте разницу. Стоимость системы погодного регулирования составляет примерно 350 тысяч рублей. Она окупается за один отопительный сезон. Не надо крутить задвижки. Система надёжно защищает вас от излишков тепловой энергии, особенно весной и осенью, значит, и от переплаты. Это пример того, как жильцы могут влиять на оплату коммунальных услуг.
«По «резиновым квартирам», – говорит генеральный директор управляющей компании «Жилстройсервис» Алексей Болотов, – работа у нас идёт постоянно. Пусть и в небольшом объёме, но законодательная база сегодня есть. Возьму в качестве примера МКД по проспекту Ульяновский,8. У нас работают специальные группы. Совместно со старшими по домам они ходят и уточняют конкретное количество проживающих. Иначе нельзя. Бывает так, что в квартире прописан один человек, а живут, фактически 10, а то и 15 человек. Два свидетеля, участковый, всё как положено. Составляют акты, направляют их в РИЦ, налоговые органы, ФМС, если речь идёт об иностранцах. Скажу так: самое большое воздействие на нарушителей идёт не от власти, а именно от собственников. Когда к тебе приходят соседи и говорят: «Почему мы должны за тебя платить?», это поверьте, действует очень сильно.
«Постановление № 344, – дополняет сказанное председатель Совета дома по проспекту Ульяновскому,8 Светлана Чайковская, – нам буквально развязало руки. Всех проблем документ, конечно же, не решает. Но это лучше, чем совсем ничего. У нас установлен двойной контроль за счётчиками. Смонтировали «всепогодник». Ставим индивидуальные приборы учёта. В начале года УК дала нам списки на 64 квартиры, в которых нет счётчиков. Данные из РИЦ эту информацию подтвердили. В работу включились старшие по подъездам и активисты. В 10 подъезде, например, в одной из квартир жили квартиранты без регистрации. Её хозяина, что называется, «дожимали всем миром». В конце-концов, он сдался и установил в квартире счётчик воды».
По мнению Светланы Чайковской, Совет дома и УК далеко не сразу стали друзьями. В 2006 году всё начиналось с тяжёлых переговоров. Вместе учились, ошибались и опять учились. В конце-концов поняли, что гордыня мешает общему делу и от этого страдают жильцы, а их в доме 1400 человек. Стали искать компромисс и нашли его. Теперь дело спорится. Главное – сохранить общее имущество. Пусть квартира, извините, будет помойкой: за неё отвечает собственник. Но крыша, подвал, подъезд, коммуникации должны быть в целости и сохранности. Только на этих условиях дом выстоит и будет служить.
Примеров работы на единый результат в системе ЖКХ области становится всё больше. К сожалению, федеральные законы не всегда успевают за реальной действительностью. «Вопросам совершенствования законодательства, – говорит Дмитрий Сычёв, – никогда не будет конца. Закон – это не догма, а механизм, который постоянно совершенствуется. Следовательно, необходимость в доработке будет всегда. Надо учитывать и тот факт, что в условиях постановления № 344 мы пока прожили совсем немного и делать какие-либо выводы рано. Появится необходимость что-то менять, совершенствовать, мы всегда к этому готовы, вплоть до выхода на федеральный уровень. Постановление не сняло всех проблем, но послужило толчком к развитию качественно новых отношений между УК и собственниками. Процесс «притирки» не обещает быть лёгким. Но его надо обязательно пройти».
Виктор Никитин